Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Воробьева Галина Викторовна

Воспитатель ГБДОУ д\с № 93

Калининского района г. Санкт-Петербурга

    Я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Контингент детей неоднороден. Это дети, у которых нарушения ОПДа обусловлены органическими поражениями нервной системы (ДЦП) и  дети, имеющие нарушения ОПДа при сохранном интеллекте. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они не могут координировать работу обеих рук, сочетать их движение с движением корпуса, у  детей проявляется недоразвитие мелкой моторики рук, пальцы слабые, не удерживают мелкие предметы. В жизнедеятельности человека  рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Для немых руки служат средством общения, для слепых – средством восприятия. Тренировка пальчиков и руки в целом способствует  и общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.

    Считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

   Для себя определила несколько направлений в работе:

1е направление– развитие мелкой моторики рук через тренировку на пособиях: пристежки, застежки, разные виды шнуровок. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, каштаны, косточки плодово-ягодных культур различного размера, различные крупы, пробки, шарики и пр.

2е направление– работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки.

3е направление– работа с ватой. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, дополняют деталями.

4е направление– работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички. В более старшем возрасте осваивают плетение на крестовинах из 4 и 6 лучей, на станках, изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах, шьют игрушки.

5е направление– работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.

   При планировании работы по ручному труду учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей. Поделки используем в качестве подарков, для украшения группы.

   Ручной труд  - привлекательна творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.  

Joomla SEF URLs by Artio