Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Роль педагога в обучении детей с ограниченными возможностями

Еремина Елена Александровна

 

Семь лет назад я получила особенный класс: каждый пятый ученик с инвалидностью, трое надомников. Сердце сжалось…

Первые мысли: как учить, чтобы выучить каждого, и что можно сделать, чтобы классный детский коллектив был единым на деле (не два класса, где в одном - обычные школьники, а в другом – дети с ограниченными возможностями).

Сегодня я расскажу о тех шагах, что были мною предприняты, и о том, что из этого получилось.

В школе у нас шестидневка, а детям с ограниченными возможностями положен один дополнительный свободный от учёбы день. Разумеется, ребята хотели бы отдыхать вместе с родителями два дня подряд (в субботу и воскресенье), но расписание составляется на год, а значит, при таком условии какие-то дисциплины ребёнок будет пропускать в системе. А если этот предмет изучается только один час в неделю?  Пришлось убеждать и родителей, и учащихся в целесообразности подвижного дня отдыха и составлять график для каждого учащихся, а учителя – предметники разработали график индивидуальных консультаций и систему дополнительных занятий.

Длительное пребывание в санатории поддерживало состояние здоровья ребят, но отбрасывало их очень далеко назад от класса, так как в ряде здравниц обучение носит формальный характер. Дети это чувствовали и, взрослея, начинали страдать. Передо мною встал вопрос: как не потерять с ребятами связь во время реабилитации и сделать так, чтобы дети не утратили интереса к учёбе. Перезванивались, с родителями отправляли письма и видеоролики, передавали гостинцы, навещали с ребятами в родительский день. Позже появилось общение через интернет, что очень помогло в деловом общении. Через группу класса, созданную в социальной сети, ребята получали информацию о том, что изучал сегодня класс, какое задание получено на дом, пользовались разнообразными памятками, алгоритмами, таблицами, решали тестовые задания, общались с одноклассниками и педагогами.

В классе трое учащихся – надомники. Дети с разными способностями, но все с большими проблемами. По учебному плану им положено минимум часов, а интерес к обучению есть у каждого. Чем можно помочь таким ребятам?

Сначала учила на дому, постепенно и ненавязчиво вовлекая во внеклассную работу по предмету: викторины, конкурсы, олимпиады, экскурсии. Затем задалась целью видеть ребят в классе. Поскольку дети сами себя обслуживали, со временем родители смогли выйти на работу, а дети приходили на несколько уроков в класс.

Какие эмоции переживал каждый из них в школьной среде! То, что для обычных детей является буднями школьной жизни, вызывало настоящий восторг! На уроке технологии можно работать с голубой глиной! Пусть товарищи выполняют работу стоя, а я сижу за столиком, но моя работа тоже получилась замечательная. А какое счастье ребёнку – опорнику самому спуститься по лестнице в буфет и купить пирожок! А ещё в кабинете географии висит огромная физическая карта России, и именно меня вызвали сегодня к ней отвечать домашнее задание! А как счастливо писать мелом или маркером  на доске! А во время перемены, когда одноклассники играют в настольный теннис, можно вести счёт в партии или болеть за друга!

Видя восторженные глаза этих ребят, педагоги понимали необходимость введения в школе инклюзивного образования. Начали с изменения расписания уроков. Чтобы дети не уставали от пребывания в школе, уроки физкультуры (а их три в неделю) сделали последними, поэтому родители могли забирать учащихся раньше.

Никаких особых затрат при этом не было сделано. С помощью родителей оборудовали в туалете специальный поручень. Каждому ребёнку выдали в библиотеке второй комплект учебников, чтобы отпала необходимость носить учебники из дома. В   кабинетах учащимся выделили полки в шкафах для хранения учебников и других пособий. Постепенно, ремонтируя летом классные помещения, сняли подиумы у доски, чтобы дети могли выходить к доске и карте  без палочки. Но главное: особые дети ежедневно должны чувствовать внимание и заботу.

В день гражданской обороны, когда мы проводим традиционные учения с эвакуацией, проще было оставить особых детей дома, но мы решили иначе, ведь в жизни всякое может случиться. Трогательно я смотрела на своих воспитанников, молниеносно принявших решение, как мы будет осуществлять эвакуацию из школы. Один взял Юрины костыли, другой – портфель, а самые рослые сцепили руки и посадили на них товарища. Из школы мы эвакуировались первыми. А потом приехала настоящая пожарная машина и по приставной лестнице из окна третьего этажа началась эвакуация «пострадавших». Разве можно лишить ребят таких впечатлений?

Я старалась привлекать детей с ограниченными возможности к делам класса (конечно, посильным делам). Так, например, при подготовке к танцевальному марафону весь класс оттачивает движения, а Настя подбирает музыку, а затем, во время выступления, делает фотографии.  Команда девочек играет в волейбол на первенство школы – Юра работает оператором, снимая видеоролик. К игре по станциям Саша пишет стихи и делает маршрутные листы. Андрей и Юра стали администраторами нашей группы ВКонтакте. А родители этих ребят стали моими самыми большими помощниками в родительском комитете. Интересные дела, которые мы вместе организовывали, традиции класса сплотили наш коллектив.

Признаюсь, не всё складывалось гладко. За семь лет пришлось пройти  и огонь, и воду,  и медные трубы. Не раз отчаивалась и плакала, молила и требовала, встречалась с равнодушием и непониманием. Всё было не зря.

Сегодня у моих ребят всё хорошо. Они студенты – первокурсники, сдали первую сессию. Группа ВКонтакте работает. В ноябре я была приглашена на первую встречу выпускников 2014 года. Они вместе. Они нужны друг другу. Пусть всё у них сбудется!

 

 

Joomla SEF URLs by Artio