Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Роль экологического воспитания в коррекции развития

детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Дроздова Ольга Ивановна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 93

компенсирующего вида

Калининскоого района Санкт-Петербурга

В коррекции и профилактике нарушений в развитии детей с ДЦП большое значение имеет экологическое воспитание. Общение с миром природы способствует формированию нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал и найти свое место в жизни. Анималотерапия - психотерапевтический прием при расстройствах здоровья детей, заключающийся в общении детей с животными (дельфины, лошади). Этот прием используется в работе с детьми ДЦП. Наши дети испытывают трудности в общении, обладают тревожностью, повышенной возбудимостью, замкнутостью, зачастую не могут наладить контакт с окружающими их людьми.

Наблюдая за детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, обнаружила у них пассивное отношение к природе. Дети стараются не наносить вред  природе, но и не проявляют заботы о животных и растениях. Причиной такого отношения наших детей к природе является ограниченность непосредственного общения с ней и отсутствие знаний о растениях, животных, особенностях их развития и потребностях. Знакомство с окружающим миром необходимо осуществлять в определенной последовательности.  Материал изучается концентрически и закрепляется в разных системах связей. Так, например, фрукты и овощи изучаются в теме »Село», в сюжетно-ролевых играх: »Магазин», »Кухня». Непосредственно-организованная деятельность проходит в игровой форме. Игровая деятельность способствует адаптации детей к окружающей их жизни. Ведь именно через игру ребенок познает мир. Детской душе присуща тяга ко всему живому. Часто они не понимают, чем живое отличается от неживого. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать познавательный интерес к экологии, знакомить с многообразием живых организмов в экосистемах, с явлениями неживой природы. Кроме этого, большое внимание уделяется чтению художественной литературы, фольклора, загадок, пословиц, народных примет. Наряду с этим важны формы совместной деятельности (труд, наблюдения, опыты, игры экологического содержания) и организация развивающей среды в группе. Для того, чтобы дошкольники усвоили конкретные представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям. В своей работе пользуюсь принципом многообразного предъявления одного и того же объекта ребенку. Изучение объекта основано на взаимодействии  и активизации обонятельных, осязательных, зрительных, тактильных и слуховых ощущений. Дети самостоятельно и осознанно научились обследовать объект, используя все органы чувств, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию. В дальнейшем использовали эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств ( например, рассматривали лист( по форме, характеру поверхности и краю листа). На последнем этапе анализировали наблюдаемый объект, устанавливали связи между строением органа и его функцией, зависимостью роста растений от их потребностей, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания ( поникшие листья  комнатного растения говорят о нехватке влаги).

У детей с ДЦП наблюдаются множественные нарушения, среди которых ведущими являются двигательные расстройства. В совместной деятельности экологического содержания провожу работу по улучшению общей подвижности и координации движений, а также развитию движений кисти и пальцев рук в тесном взаимодействии с инструктором ЛФК.

Включаю следующие упражнения:

1.На имитацию движений животных ( пройди как лиса, заяц, медведь и т. д.).

2.Упражнения с предметами: « Ограничитель пространства» ( веревки с нанизанными пробками, колпачками от фломастеров). Например: « Перешагни ручеек», « Пройди вдоль дорожки», « Пройди змейкой».

3."Узелки» ( веревка с узелками). Дети берут веревку с двух сторон за концы, перебирают ее руками, называют слова ( названия животных, растений, дни недели, месяцы и т. д.).

4. « Цветы» (небольшие пластиковые баночки из-под  йогуртов или сметаны с приклеенными к ним  « лепестками» из цветного картона). Например: « Гуляем на полянке», « Цветочные часы», «Найди цветок» и т. д.

5. Упражнения с природным материалом ( шишки, ракушки, камешки, семена разных растений и т. д.). Например: «Собери», «Переложи в другую коробочку», «Разложи по баночкам», «Найди такие же», «Узнай по звуку». Пересыпание из одной емкости в другие.

6. «Пальчиковый бассейн». Емкости с разными природными наполнителями ( вода, песок, горох и т. д.), игрушки разного размера, формы, материала. Например: «Найди на ощупь», «Найди такой же». В емкости с водой помещаем небольшие предметы ( тонущие, плавающие).

7. Разнообразные упражнения с мячом, индивидуально и с подгруппой детей. Например: «Назови животное», «Назови растение», «Из чего состоит растение» (части растения), «Как устроено животное, человек» ( строение), « Что за  чем?» ( очередность дней недели, частей суток, сезонов, месяцев).

8. «Кубики» ( кубики с наклеенными на грани моделями строения животных). Например: « Найди рыбу ( птицу, зверя, насекомое)».

9. Повторение слов ( названия объектов природы ) в определенном ритме, с хлопком в ладони при каждом повторении.

10. Подвижные игры экологического содержания: «Караси и щука», «Лягушка и цапля», «Белки и зайцы», «Дети, бабочки и цветы», «Добеги до дерева», «Поезд» и  т. д.

11. Физкультурные минутки экологической тематики ( «Цветы», «Снегири», «Мы сажаем огород»).

12. Пальчиковая гимнастика ( «Мы делили апельсин», «Аквариум», «На лужайке»).

13. Релаксационные паузы со звуками природы (поющих птиц, ветра, дождя, раскаты грома).

На основе вышеуказанных упражнений развиваем движения детей, направленные на коррекцию общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Вместе с коррекцией движений большое внимание уделяем  развитию речи, памяти, мышления, внимания.

Joomla SEF URLs by Artio