Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Развитие связной речи у детей с ОНР через ознакомление
с городом Санкт-Петербургом

Костромеева Татьяна Александровна

Несколько лет я работаю с детьми дошкольного возраста с различными речевыми патологиями (недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи с нарушением отдельных звуков).

Для своей аттестации я выбрала сложную, но интересную тему: «Развитие связной речи у детей с ОНР через ознакомление с Санкт-Петербургом». Я считаю, что эта тема обладает большим потенциалом для работы с детьми. Так как у детей с ОНР недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли, они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, недостаточна речевая активность. Развивая связную речь ребенка, я не только работаю над её обогащением, но и знакомлю его с родным городом, прививаю любовь к своей улице, с своему родному дому, к Родине, а также развиваю мышление, внимание, память.

В своей работе я использую современные технологии (фото, аудио/видеоматериалы), специальные игры, картинный (репродукции) и дидактический материал. Когда дети играют, учат стихи, участвуют в викторинах, решают ребусы, разгадывают загадки о городе, смотрят видеофильм, у них создается образ города, в котором они живут. С появлением новых знаний дети начинают по-другому относиться к своему городу (малой Родине). Появляется интерес к новым знаниям, развивается любознательность. У детей активизируется и обогащается словарь, развивается связная речь, они общаются, учатся слушать друг друга, обмениваются впечатлениями. Все это помогает детям формировать дружеские отношения в коллективе.

В своей работе я стараюсь охватить все виды деятельности: занятия, совместную и самостоятельную деятельность детей. Развивать речь помогают специальные игры и упражнения:

  • Дидактические («Улицы нашего города», «Город – не город», «Наш город», «Плыл кораблик по волнам», «Кому, что нужно»);
  • Лексико-грамматические игры и упражнения («Сравни городской и деревенский дом», «Кто больше придумывает слов», «Улица какая», «Один – много», «Скажи ласково»);
  • Сюжетно-ролевые игры («Семья», «Магазин», «Экскурсия»), в результате которых дети учатся общению, правилам поведения в общественных местах и применяют полученные знания о городе, каком-то объекте;
  • Театрализованные, игры драматизации («Аптека», «Зоопарк», «Цирк», «Перчатки»);
  • Краеведческие игры, разработанные З.А.Серовой («Узнай по описанию», «Цветик – семицветик», «Прогулка по городу»).

Для развития связной речи у детей я провожу комплексные, интегрированные занятия. Так на занятиях по познавательному развитию использую элементы рисования, лепки, аппликации. Дети слушают музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, занимаются конструктивной деятельностью.

Во время экскурсий дети получают большое количество впечатлений. Эти впечатления они отражают в творческой и конструктивной деятельности.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений я подбираю интересные, познавательные, дидактические игры и упражнения, которые развивают не только логическое мышление, воображение, память, но и помогают развивать речь у детей.

Большую работу веду с родителями, консультирую их разным вопросам. В группе проводятся совместные праздники – Новый Год, Восьмое Марта, Масленица, Пасха, выпуск в школу.

Также для родителей я провела открытое занятие «Люблю тебя, Петра творенье…».  Дети показали родителям и сверстникам из других групп спектакль «Лесная аптека». Совместно с детьми родители выполнили задание по теме «Мы – петербуржцы». Они рисовали генеалогическое древо, а также рисунки на тему «Дом, в котором я живу».

Кроме этого я рекомендую родителям, какие музеи можно посетить с ребенком: Музей Хлеба, Музей Игрушки, Музей Кукол.

В группе большой подбор литературы, наглядного материала (картин, иллюстраций, пособий), сделан уголок Летнего Сада (есть подборка открыток с видами старого Петербурга). Я обращаю внимание детей, как изменился и до сих пор меняется наш город. Я хочу развить в детях эмоциональное, бережное отношение к родным местам, воспитать культуру речи, поведения, которые всегда отличали истинных петербуржцев.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio