Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Санкт- Петербургское государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания

 «Психоневрологический интернат № 10»

 

 

 

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия

Практикум « Растения сада».

Летний оздоровительный период.

 

Автор:  учитель труда  Е.К. Паршина.

Педагог-организатор: М.С. Тувыкина.

Консультант: старший воспитатель Л.В. Неклюдова

Место проведения: отделение  №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

09.06.2012 г.

Тема:  Практикум  « Растения сада». 

  1. Цель:  реабилитация, социальная адаптация, интеграция  воспитанников.

II. Задачи:

  1. Образовательные:                                                                                                            - познакомить учащихся с  растениями сада; учить дифференцировать комнатные, полевые, садовые растения;

-закрепить знания  о строении растений;

- дать общие сведения по ботанике и  начальные сведения по химии;

- дать информацию об условиях,  благоприятных и неблагоприятных  для роста и развития садовых растений;

- рассказать о способах развития растений из семян и луковиц;

-  формировать практические умения о способах посева и посадки растений в грунт,  прополки, рыхления почвы, полива, борьбы с вредителями; оформления клумбы.

- обучать   созданию синквейна.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие аналитико-синтетической  и планирующей функций мышления;

- развитие  произвольного  внимания;

- формирование сенсорных представлений об объекте  (зрительных, слуховых,  обонятельных, тактильных);

- коррекция деятельности мышечных рецепторов; формирование точности произвольных движений;

- развитие пространственных представлений;

-развитие речи;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

 

-2-

3. Воспитательные:

- эстетическое воспитание учащихся;

-  воспитание любви к природе, трудолюбия.

III.  Оборудование:                                                                                                         1. Речевой материал: загадки  и  стихи о цветах, об инструментах; словарь.           2. Образцы  растений для рассматривания.                                                                 3. Технологическая карта. Мнемотаблица.                                                           4. Ящики для  посева семян.                                                                                    5. Земля.                                                                                                                  6. Семена, рассада.                                                                                                 7. Грабли.                                                                                                                    8. Лопата.                                                                                                                   9.Лейка.                                                                                                                  10.Перчатки.                                                                                                               11.Химикаты для борьбы с вредителями.                                                            12. Декоративные цветы из ткани: пионы, нарциссы, ирисы, маки.                13. Венок из полевых цветов.                                                                14.Компьютер. Фильм о природе.

IV. Подготовительная работа:

  1. Замачивание семян астр.
  2. Посев  семян астр в грунт.
  3. Просушивание клубней гладиолусов.
  4. Посадка  клубней гладиолусов  в грунт.
  5. Наблюдение за ростом и развитием растений.
  6. Уход за рассадой:  полив, пикировка астр.
  7. Высадка растений в грунт.
  8. Оформление клумбы.
  9. Уход за клумбой: полив  растений.
  10. Изготовление декоративных цветов из ткани, плетение венка из полевых цветов.

 

 

 

-3-

Словарь:                                                                                                                               -лес, луг, поле, сад;                                                                                                   - ромашка, василёк, колокольчик, гвоздика;                                                             - нарцисс, пион,  ирис, лилия, мак, астра, гладиолус,  клумба, мох;                               -семена, клубни, луковицы;                                                                                         -посев, посадка, полив, прополка,  рыхление;                                                                      -питание, рост, размножение;                                                                                             - лопата, грабли, лейка.

V.  Ход занятия.

  1. Организационный момент. ( 1 мин.)
  2. Сообщение темы, цели занятия. ( 3 мин.)

Задание№1.  Отгадать загадку:

« Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички»  ( Ромашки).

Задание №2.Рассмотреть  венок  из полевых цветов.

Задание №3. Найти ромашку среди полевых цветов.

- Где  растут  ромашки? (  На лугу,  в лесу,  в поле, в саду)

Задание №4. Назвать известные детям полевые цветы (Колокольчики, васильки, гвоздики, одуванчики).

Сегодня мы с вами совершим путешествие в  САД.  Мы познакомимся с садовыми растениями, рассмотрим их строение, вспомним, что необходимо для  их роста, развития и цветения ; будем учиться  сеять и сажать растения,  вскапывать и рыхлить землю, поливать  садовые цветы  и бороться с вредителями.

  1. Вступительная беседа. (5-7 мин.)

Многие поэты посвящали свои стихи деревне, природе.

А). ЦЕНТОН « Деревня».

А.С. Пушкин:

« Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья».

 

 

 

-4-

А.А. Ахматова:

« Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко…

На столе забыты

Хлыстик и перчатка».

И.Северянин:

« Месяц гладит камыши

Сквозь сирени шалаши…

Всё- душа, и ни души».

О. Мандельштам:

« Воздух пасмурный влажен и гулок.

Хорошо и нестрашно в лесу.

Лёгкий крест одиноких прогулок

Я покорно опять понесу».

С.А. Есенин:

« Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы».

 

Б.) Просмотр фильма. (3 мин.)

- А сейчас мы посмотрим небольшой фильм о природе. Вам нужно  узнать цветы и вспомнить  их названия.

В).  Рассматривание  декоративных цветов из ткани. Повторение названий цветов: нарцисс, пион, ирис, лилия, мак.   (3-5 мин.)

Стихи о цветах.

 

Ф  И  З  К  У  Л  Ь  Т  М  И  Н  У  Т  К  А

 

  1. Повторение пройденного материала. (5-7 мин.)

- Рассмотрите таблицу  (макет, образец растения).  Назовите части  растения   (корень, стебель, лист, цветок).

- Для чего растению нужен корень?  (питание, накопление питательных веществ)

-5-

- Какую работу выполняет   стебель?  ( Питательные вещества по стеблю поступают к другим частям растения – листьям, цветку).

- Какую работу выполняет лист?  (Поглощение солнечных лучей)  Фотосинтез.

- Какова роль цветка?  ( Привлечение насекомых, опыление, образование завязи,   формирование коробочки  семян,  плода).

- Назовите условия, благоприятные для развития растения. ( Хорошая почва, солнце, воздух, влага).

- Что  мешает  нормальному развитию растений? (  Радиация, засуха,  кислотные  дожди,  заморозки;   вредители: саранча,  садовые муравьи, гусеницы, колорадские жуки).

5.  Практическая часть занятия (10 минут).

А). Приступаем к практической работе в группе.

Задание №1.

Рассмотреть  иллюстрацию.

Задание №2.

Рассмотреть семена астр.

Задание №3.

Высыпать в ящик  землю из пакета.

Задание №4.

Палочкой подготовить бороздки в земле.

Задание №5.

Посеять семена вдоль бороздки в землю.

Задание №6.

Присыпать бороздку землёй.

Задание №7.

Полить  землю в ящике.

 

Б). Подведение  промежуточного итога занятия:

- Какое задание мы выполнили на практике?  ( Посеяли семена астр).

- Какие  приспособления и инструменты  нам понадобились? ( Ящик, палочки, лейка).

- Нам предстоит работа на улице.  В ходе второй части занятия мы будем работать с луковичными садовыми растениями и продолжим ухаживать за нашими посадками на клумбах.

Отгадайте, какие инструменты нам понадобятся?  ( Загадки. )

 

-6-

 

В). Практическая часть занятия №2  (в саду).  -  20 минут.

Задание № 1.

Вскопать   землю.

Задание № 2.

Посадить  растения ( нарциссы, ирисы).

Задание № 3.

Полить  растения.

Задание №4.

Прополка клумбы.

Задание № 5.

Рыхление почвы.

Задание №6.

Полив растений.

Г). Подведение  общего итога занятия.  ( 5 минут).

-Чем мы сегодня занимались?

- Какие садовые цветы вы посеяли?

- Какие садовые цветы развиваются из луковиц?

- Какие названия цветов вы запомнили?  ( Буклет « Ботанический сад»)

 

  1. Рефлексия:  ( 5-7 минут)

- стихи о цветах;

-  составление синквейнов  к фотоматериалам  по схемам.

 

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание: полив цветов, уход за клумбой.
  3. Организация окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-7-

VI.  Приложение.

 

Стихи русских поэтов о цветах.

Анна Ахматова.

Цветов и неживых вещей

Приятен запах в этом доме.

У грядок груды овощей

Лежат, пестры, на чернозёме.

Ещё струится холодок,

Но с парников снята рогожа.

Там есть прудок, такой прудок,

Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал, боясь,

Совсем  взволнованно и тихо,

Что там живёт большой карась

И с ним большая  карасиха.

1913 г.

Цветы, холодные от рос

И близкой осени дыханья,

Я рву для пышных, жарких кос,

Ещё не знавших увяданья.

В их ночи душно-смоляной,

Повитой сладостною тайной,

Они надышатся весной

Её красы необычайной.

 

-8-

Но в вихре звуков и огней

С главы сияющей, порхая,

Они падут – и перед ней

Умрут, едва благоухая.

И, движим верною тоской,

Их усладит мой взор покорный,-

Благоговеющей рукой

Сберёт любовь их прах тлетворный.

Декабрь 1914 г.

 

Лилии.

Я лилий нарвала прекрасных и душистых,

Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,

 С их лепестков, дрожащих и росистых.

Пила я аромат и счастье и покой.

 

И сердце трепетно сжималось, как от  боли,

А бледные цветы качали головой,

И вновь мечтала я  о той далёкой воле,

О той стране, где я была с  тобой…

22 июня 1904 г.

Одесса

 

 

-9-

VII.   Список литературы.

  1. А.М. Гукасова.  «Рукоделие в начальных классах». М, Просвещение, 1984г.
  2. Г.М.  Дульнев  « Уроки труда во вспомогательной школе». Москва,  Просвещение, 1982 г.
  3.  А.Л. Лабзина, Е.В. Васильченко « Занятия по трудовому обучению» Книга для учителя. Москва. « Просвещение», 1990
  4. Журналы по ландшафтному дизайну « Наш сад», « Усадьба»,                               « Приусадебный участок», « 6 соток».

 

 

 

  

 

Joomla SEF URLs by Artio