Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Содержание материала

ОСНОВЫ  ВЫШИВАНИЯ.

Для народной вышивки  наиболее  характерны счётные швы, выполняемые по счёту нитей ткани, а также свободные.

Вышивки делятся на глухие, выполненные  по цельной ткани, и сквозные, или ажурные, выполненные по выдернутым и вырезанным нитям в ткани.

Глухие вышивки бывают  односторонними , когда узор  располагается только на одной стороне ткани, и двусторонними, контуры узоров которых заполнены одинаково как на лицевой стороне, так и на изнанке. Сквозные       (ажурные, прозрачные) вышивки называются мережкой и строчкой и напоминают кружево. Сквозные швы имеют много приёмов выполнения.

Для народных вышивок  характерна равномерность стежков как в счётных, так и в свободных швах.

Названия многих швов произошли от способа вышивания стежка на ткани.

В зависимости от характера  расположения стежков на ткани создаются отдельные фигуры и орнаменты, имеющие множество местных названий.

По своему назначению швы бывают:

-соединительные, соединяющие отдельные детали изделия;

-закрепляющие,  или краевые; для обработки  краёв ткани и подрубки;

-украшающие, или  декоративные,применяемые для  оформления и украшения  изделий;

-маскировочные - для соединения и одновременного закрепления материала различными вышивальными швами.

Рабочейназывается нитка, которой шьют или вышивают. Во время работы необходимо следить, чтобы стежки были одинаковыми по длине, находились на определённом расстоянии друг от друга, не стягивали ткань. Особое

внимание следует уделять  левой стороне вышивки, следить за её чистотой – не делать узлов и не оставлять концов ниток, при длинных переходах прятать рабочую нить под вышивку. Сделав ошибку, необходимо её выпороть и прокладывать новые стежки строго по узору.

В народных вышивках с их разнообразием узоров всегда  использовались одновременно несколько видов швов, которые дополняли, украшали, усложняли узор и создавали его неповторимость.

 Остановимся на тех швах, которые используются наиболее часто , и на тех. Которые забыты. Последовательность их выполнения  показана на рисунках – схемах.  Стрелки указывают направление хода иглы с  лица, пунктирными  линиями обозначен  ход иглы с рабочей  ниткой по изнаночной стороне.

Начальные швы и их варианты.

Эти швы очень просты в исполнении  и применяются в шитье и вышивании. Если в шитье они служат для соединения отдельных частей ткани или изделий и обработки их краёв, то в вышивании на их основе создано множество вариантов декоративных швов.

Шов  вперёд иголку - самый простой и лёгкий в работе, выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние зависят от назначения шва.

Шов  « за иголку»- применяется в шитье как соединительный, для скрепления отдельных деталей, и в вышивке.

Шов « строчка»   напоминает машинную строчку, состоящую из плотно прилегающих стежков. Шьют его справа налево мелкими стежками одинаковой длины. В вышивке « строчка» применяется при обшивке контура и вышивании узоров в счётных швах, для настила и декоративных стежков.

Шов петельный, или краевой, применяется в шитье для обшивки петель, обмётывании краёв изделия и в вышивании. Выполняется слева направо и состоит из  петлеобразных стежков. Ткань прокалываем иглой сверху вниз по вертикальной линии, нитка при этом всегда остаётся под иглой. И протягиваем рабочую нить до образования петли.

Шов « козлик»  представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне, а на изнаночной- два ряда параллельных горизонтальных мелких стежков. Выполняют шов слева направо стежками разной длины.

« Шнурочек»-очень простой декоративный шов, выполняемый на основе начальных. Сначала  на ткани   по линии рисунка или узора прокладывают  ряды  простых стежков, а затем, не прокалывая  ткань, обвивают их цветной ниткой, создавая « змейки» и « барашки».

Шов « штопка», очень простой в исполнении, применяется при починке изделий, в вышивании  и имеет несколько разновидностей. Наиболее простой – переплетение нитей под прямым или косым  углом.

Украшающие, или декоративные швы.

Счётные швы.

В народных вышивках, где преобладают геометрические орнаменты, наибольшее распространение  имели счётные швы, тесно связанные со структурой ткани – равномерным  полотняным переплетением, постоянной плотностью и одинаковой  толщиной ноток основы и утка. Стежки швов шили строго по счёту нитей ткани.

« Набор»- двустороннее  скорое шитьё, напоминающее узорное ткачество     ( бранье), выполняется стежками разной длины шва « вперёд иголку» по счёту нитей в зависимости от узора. Прямыми стежками  ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении – вдоль (  по горизонтали) или поперёк     ( по вертикали) узора. От одного конца до другого и обратно . переходя по счёту нитей ткани то на  лицевую, то на изнаночную сторону.

Гладь счётная  бывает одно- и двухсторонней. Это одна из наиболее древних техник  вышивания.

Односторонняя счётная гладь выполняется  по лицевой стороне ткани, а на изнанке остаются мелкие ( в одну нитку0 стежки по контуру узора;  двусторонняя настилается одновременно с лица и изнанки ткани.

Кирпичики –глухой односторонний  счётный шов. Выполняется парными или одинарными мелкими  параллельными горизонтальными стежками через одну нить. Каждый отдельный стежок или пара параллельных стежков сдвинуты с оси предыдущего  на половину стежка.

Крест  и полукрест. Разновидности :  крест прямой и косой, удлинённый и расширенный, одинарный, двойной ( болгарский ), трёхстежковый.

Свободные швы.

Шов стебельчатый.

Применяется как самостоятельный и в сочетании с другими швами

Шов тамбурный.

Шов « цепочка».

Шов « петля вприкрёп»

Шов « ёлочка».

Вышивание свободной гладью.

 Гладь – это вышивание плоского узора частично или полностью прямыми или косыми стежками . Существует  много техник выполнения глади. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская ( без настила) и выпуклая      ( по настилу), прорезная точная или счётная свободная ( рисованная), одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани,  узора, назначения изделия и  техники выполнения.

Гладь вприкрёп.

Верхошов.

Сетки декоративные.

Гладь двусторонняя. Разновидность – белая гладь.

Гладь прорезная.

Лёгкая гладь.

Гладь штриховая.

Накладное  шитье.

 Накладное шитьё- это аппликация и разные виды накладных швов. которыми украшают изделие.

Аппликация -  вышивка, при которой  на основную ткань в соответствии с узором нашиваются кусочки тканей другого цвета или другого качества. Возникновение аппликации связано с древнейшей культурой народов- кочевников.

Вышивание тесьмой.

Навивка.

Техника вышивания бусами.

Бисер, стеклярус и бусы применяют в вышивках изделий, которые не требуют частой стирки и химической чистки. Основой для вышивания бусами и бисером служат лён, лён с лавсаном, плотный шёлк, бархат, атлас, шерсть, сукно.

Исполняют вышивку бусами или бисером   в сочетании с гладью. крестом, тесьмой, декоративными швами. Вышивают по узору, нанесённому на ткань. или по канве.

Шитьё « в прокол» по свободному контуру рисунка  выполняется  стежками простых швов « вперёд иголку».

Шитьё « вприкрёп».  На нитку, закреплённую узелком, нанизывается  необходимое количество бусинок. Нитка выкладывается по нанесённому узору и второй, рабочей ниткой, прикрепляется к ткани  стежками-перехватами в промежутках между бусинками.

Шитьё «по счёту».

Стекляруснашивают на ткань стежками швов « вперёд иголку» и « за иголку» в один или несколько рядов.

В украшении концертных  платьев и сценических костюмов широко используются блёстки разной величины и цвета, которые нашивают по контуру узора или зашивают ими всю площадь рисунка. Нашивают при помощи бисеринки или бусинки.

Приёмы низания.

Бахрома из бисера, стекляруса, очень мелкого искусственного жемчуга. Закрепив на ткани нитку, нанизывают на неё необходимое для подвески количество бусинок, затем иголку пропускают в предпоследнюю бусинку и протягивают нитку через весь ряд. Используют фестоны, бахрому ажурными зубцами.

 

 

Русский народный костюм.

  Учащиеся осознают роль кукол, тканых и  лоскутных изделий в обрядах и повседневной жизни, проникают в историю и смысл костюма. По костюму, в состав которого входили одежда, обувь, украшения, головной убор и дополнительные элементы, связанные с положением владельца в обществе, можно многое было узнать о человеке: возраст, пол, семейное и социальное положение.

«Народный русский костюм–  явление сложное и архаичное. Его основные части  складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиям и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к  западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения. Русская деревня вплоть до конца XIX  века

оставалась носителем традиционной культуры. Ещё и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

 Русский мужской костюм, распространённый повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Мужскую рубаху всегда подпоясывали. А вот единого  национального женского костюма, несмотря на схожесть  общих

черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани.

 Особенности русского женского костюма заключались в  том, чтобы не подчёркивать формы тела. Простота силуэта  компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и  аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим – украшение одежды и защита , так как вышивку  располагали по краям одежды: ворот; подол, низ рукава. Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и символы.

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой. Рубаха с поневой и передником наиболее характерны для южнорусского костюма.» ***

10.Вязание.

Ручное вязание - один из древнейших и наиболее распространённых видов прикладного искусства. Популярность  его обусловлена простотой  техники выполнения, которая доступна каждому желающему овладеть ею, примитивностью инструмента, который при необходимости легко  изготовить  в домашних условиях, удобством вязаных изделий, которые  благодаря эластичности, податливости вязаного полотна не стесняют движений. Но самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для создания узоров  от гладкого, ровного полотна до строгих геометрических фигур и ажурных переплетений.

Вязание предоставляет широкие возможности для творчества, позволяет создавать  неповторимые изделия, удовлетворяющие требованиям моды и индивидуальному вкусу. Одна из причин популярности вязания кроется именно в возможности создавать авторские , нестандартные изделия.

Процесс вязания – это своего рода отдых. Ритмичность движений успокаивает нервную систему, а процесс формирования в результате этих движений красивого рисунка приносит огромное  наслаждение и удовлетворяет присущую каждому человеку потребность  в творчестве.

Материалы и инструменты.

Крючки деревянные, пластмассовые, металлические разных размеров.

Спицы деревянные, пластмассовые, металлические, круговые разных размеров.

 Сутаж,  тонкий шнур, пряжа синтетическая,   хлопчатобумажная, шерстяная разной толщины нитей и  различного цвета.

 

  1. Вязание крючком.

 Вязание крючком  является одним из видов рукоделия. Достаточно усвоить один вид вязания - воздушные петли – и можно уже выполнить некоторые изделия только из цепочки . А сочетание  одного- трёх видов вязания позволит изготовить небольшие круглые или прямоугольные изделия ( прихватки для горячей посуды, шарфики, простейшие головные уборы и др.)

Вязание крючком развивает мелкую моторику, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Дети учатся  правильно выполнять  начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее  они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков  без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязания позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определённого количества петель цепочки, простых столбиков, столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому  приёму вязания соответствуют условные обозначения.

 

11. Календарь земледелия.

Раздел сельскохозяйственного труда Программы « Ремёсла» определяет содержание знаний детей о сельском хозяйстве и о выращивании

наиболее распространённых цветочно-декоративных , овощных, полевых и плодово-ягодных растений.

В уголке живой природы дети ухаживают за комнатными растениями, выращивают лук на перо, астры из рассады. В школьном цветнике они выращивают однолетние растения с крупными семенами, луковичные растения – гладиолусы, лилии;  занимаются проращиванием клубней георгин, выращиванием рассады астр, пикировкой растений; в огороде – бобовые культуры, кабачки. Дети принимают участие в работах по уходу за плодово- ягодным садом ( парком, сквером): сгребают листья, помогают убирать ягоды, плоды.

Организация труда  параллельно в школьном огороде и цветнике, в уголке живой природы и плодово-ягодном саду даёт возможность расширять знания учеников о растениях, совершенствовать трудовые умения и навыки.

 В школах больших городов труд детей может быть направлен на озеленение школьной усадьбы, микрорайона школы.

Одна из задач занятий по сельскохозяйственному труду на первом году обучения – познакомить детей с развитием растения от семени до семени, с условиями , необходимыми  растению для роста. Влияние света, тепла, влаги можно продемонстрировать детям на простейших опытах с репчатым луком.

Важно поддержать у детей возникающий интерес к семени как зародышу будущего растения.

Влияет ли на рост и развитие растений величина семян?  Семена каких растений надо проращивать перед посевом? На какую глубину следует закладывать семена при посеве? Ответы на эти вопросы ученикам подскажут простейшие опыты с растениями на школьном участке.

 Рекомендуемые опыты:

- выращивание душистого горошка из сухих, замоченных и проращенных семян;

- выращивание душистого горошка из крупных и мелких семян;

-выявление оптимальной глубины заделки семян душистого горошка при посеве.

 Желательна повторность в закладке опытов.

 Интересной является и другая форма детского опытничества: ребята выращивают несколько культурных растений  и проводят опыт на одну из вышеуказанных тем. Например, тема « Выращивание растений из

сухих, замоченных и проращенных семян».   Работа проводится в группах. Опыт  закладывается  при выращивании душистого горошка, настурции, ноготков, бобов, гороха. Подводя итоги работы, дети смогут наглядно убедиться, что различные растения требуют разного ухода.

Главное условие успешного проведения уроков сельскохозяйственного труда  как  в классе, так и на пришкольном участке – занятость всех

детей работой, поэтому при подготовке этих уроков следует тщательно продумать организацию детей в процессе труда.

Наиболее рациональной формой организации занятий автору представляется работа в группах.

Обязательными являются:

1. Постановка целей и задач.

2.Инструктаж по ТБ.

3.Оценка результатов работы.

Значение сельскохозяйственного труда в познавательном отношении может быть снижено, если уход за выращиваемыми растениями не будет сопровождаться систематическими наблюдениями детей за ростом и развитием культур.

Чтобы ребёнок научился думать, надо учить его не только смотреть, но и видеть главное в предмете.

Чтобы видеть, надо наблюдать, выделять из бесчисленного множества окружающих предметов существенное, нужное.

 Рассматривая растения, сравнивая их, дети отмечают появление новых органов, увеличение количества листьев, цветов. Обычно учителю удаётся показать детям изменения в росте и развитии растений, произошедшие за определённый период.

 Рекомендуется вести дневники, в которых дети фиксируют наблюдения. В первом классе это может быть коллективный  дневник (планшет, таблица), где указаны дата, тема и содержание практической работы и результаты наблюдений. Необходим комплект карточек-заданий.

Учащимся предлагается сделать зарисовки выращиваемых растений, измерить  длину стебля, подсчитать количество листьев, плодов. В дневнике отмечается не только  появление нового органа растения, но и данные измерений.

       Для оценки индивидуальных результатов  деятельности каждого          обучающегосяи эффективности реализации программы проводится анализ

 образовательных результатов, что находит своё отражение в «Диагностической карте уровня освоения  Программы»:

- начало года – исходная диагностика;

-первая половина года – промежуточная диагностика;

-конец года – итоговая диагностика.

Формы проведения диагностики:

- тест;

-зачётная работа;

-самостоятельная работа;

-защита проекта;

- презентация изделия;

-творческие отчёты;

-конкурсы.

Joomla SEF URLs by Artio