Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Организация двигательной активности в школе для детей с умеренной умственной отсталостью

Павлова Надежда Ивановна,
учитель адаптивной физической культуры
школы № 502 Санкт-Петербурга

В современной концепции образования школьников, а так же учащихся с ограниченными физическими возможностями здоровья, более значимой становится задача воспитания свободного человека, способного самостоятельно определить свой жизненный пуп. в потоке социально-экономических и культурных перемен.

Переход к новым отношениям в обществе объективно порождает потребность в физическом образовании, столь необходимом для развития физической культуры личности. В условиях постоянно меняющихся  жизненных ситуациях изменяется и позиция ученика: от объекта получателя информации до активного субъекта общения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже создающего для этого необходимые способы действий. Меняется и позиция учителя.(2)

Учителя, воспитатели, инструкторы - методисты по физкультуре, адаптивной и лечебной физкультуре, работающие в сфере адаптивного физического воспитания, должны знать и использовать на занятиях (уроках):

-        шкалы развития и проявления жизненной компетенции в возрастном аспекте (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в обществе, жизненного кругозора, профессионального самоопределения, социальной мобильности.);

-        способы оценки в рамках материала по своей дисциплине уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности;

-        разделы программ по адаптивному физическому воспитанию, в рамках которых можно целенаправленно формировать жизненную компетентность у разных категорий детей;

-        новые компоненты действующих программ, с помощью которых формирование жизненной компетентности у разных нозологических групп детей с отклонениями в развитии будет наиболее эффективно;

-        условия (в том числе нетрадиционные) для внедрения программ целенаправленного формирования жизненной компетентности. Двигательная активность в рамках нашего учебного заведения формируется у детей на:

-        уроках физической культуры, лечебной физкультуры, ритмики, плавания;

-        занятиях физической двигательной рекреации;

-        спортивных тренировках и соревнованиях;

-        курсах физической реабилитации.(6)

Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с ограниченными физическими и умственными отклонениями здоровья, помогают им адаптироваться к условиям окружающей среды, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Каждый вид двигательной активности имеет своё назначение:

-        уроки физкультуры, лфк, ритмики и плавания предназначены для формирования базовых основ физкультурного образования.

-        двигательная рекреация необходима для здорового досуга, активного отдыха, игр и общения (физкультминутки на уроках, подвижные игры в группах продлённого дня, спортивные праздники и соревнования, викторины, конкурсы, развлечения);

-        спорт нужен нашим ребятам для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств и способностей (выступления на городских, международных соревнованиях, спортивных Олимпиадах, межшкольных турнирах);

-        физическая реабилитация - для лечения, восстановления и компенсации утраченных возможностей (медицинские процедуры, которые получает каждый учащийся школы два раза в учебном году).(3)

Физическая культура является составной частью образовательного стандарта, в то время как лечебная физкультура, ритмика и занятия в плавательном бассейне являются вспомогательными дисциплинами для учащихся, имеющих заболевания с умеренной умственной отсталостью. Работая в едином направлении над проблемами каждого ребёнка, все дисциплины по двигательной активности объединяются в один блок «ДВИЖЕНИЕ», который имеет свою цель и задачи.

Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, гармонически и творчески развитого человека, у которого сформировано осознанное отношение к своим силам, воспитана готовность к смелым и решительным действиям, способность преодолевать необходимые для полноценного функционирования

субъекта физических нагрузок, а также развита потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни. (1)

Задачи: коррекция основного дефекта занимающегося путём обеспечения его рациональной двигательной деятельности;

-        коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом;

компенсация наличных возможностей ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья путём развития, сохранения и использования в новом качестве сохранных телесно-двигательных характеристик;

-        профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

-        обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам; развитие и совершенствование физических и психических качеств и способностей занимающихся; воспитание основных свойств личности.(4)

Применительно к содержанию деятельности педагогов по двигательной активности все задачи можно классифицировать по направленности этого содержания.

К первой группе задач относится формирование знаний, умений и навыков общекультурного плана, направленных на приобщение занимающихся к общекультурным ценностям данного вида культуры, и соблюдению норм и философии здорового образа жизни.

Ко второй группе задач необходимо отнести создание условий для планомерной и целенаправленной подготовки учащихся к жизни в обществе и профессиональному самоопределению (задачи формирования жизненной компетентности).(5)

Правильная организация двигательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как в режиме учебного дам, так и за пределами образовательного учреждения, позволяет формировать ключевые и жизненные компетентности. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ:

1)      компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников, в том числе внешкольных, и развитии умений учащихся к самостоятельности, способности к самоорганизации (выполнение индивидуальных домашних заданий по физкультуре, лфк, ритмике, творческих и реферативных работ по предмету);

2)      компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности: выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, умение отстаивать свои права (осуществление работы судьи да спортивных соревнованиях, оценивание творческих работ на конкурсах);

3)      компетентность в сфере социально-трудовой деятельности: оценивание собственных профессиональных возможностей, имение навыков самоорганизации,

готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности (выбор профессии, связанный со спортивной деятельностью, взаимопомощь и взаимоподдержка на соревнованиях, подготовка показательных выступлений);

4)      компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного быта, такие качества личности, как терпимость к чужому мнению (самостоятельное (по мере возможности) выполнение заданий учителя, обязательное развитие навыков самообслуживания, участие в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья», теоретические уроки по предмету на различные темы);

5)      компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности: выбор путей и способов использования свободного времени (прогулки и экскурсии, дни здоровья, занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях и санаториях, занятия и игры в семье, в реабилитационных центрах,); жизненные компетентности:(11)

-        умения и навыки, позволяющие человеку перемещаться в пространстве (ходьба, бег, лазанье и переползание, перекатывание и др.);

-        умения и навыки, дающие возможность правильно ориентироваться во времени (умения определять временные интервалы, умения дифференцировать временные сигналы);

-        умения и навыки пространственно-временной ориентировки (определение времени заданных пространственных перемещений и др.);

-        компоненты жизненной компетентности (преодоление различных препятствий: перелезание, подползание, обход препятствий) и навыки сохранения равновесия (статического и динамического);

-        навыки жизненной компетентности, дающие возможность перемещения груза (перенос груза, подбрасывание и ловля мячей различного веса, ловля мячей после отскока, метание мячей и других предметов на точность и дальность, катание и толкание предметов и др.);

- навыки выполнения упражнений пальцами и кистями рук - важнейшие для жизни и, в частности, для самообслуживания.(7)

Блок «ДВИЖЕНИЕ» в школе для детей с умеренной умственной отсталостью включает следующие формы:

а) урок физической культуры - как один из основных учебных предметов, обязательный для всех учащихся;

6)      физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня - физкультминутки на уроках, подвижные игры и элементы релаксации на переменах, спортивные, физкультурно-оздоровительные и креативные (художественно-музыкальные) секции во внеурочное время;

в)уроки лечебной физкультуры;

уроки ритмики;

д) занятия в плавательном бассейне;

е) спортивно-массовые мероприятия как внутри школы, так и внешкольные.

Цель всех форм организации - расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной инициативы и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.(7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Долингер И.В., Зикранец И.Н. Формирование ценностно-смысловой компетентности в физическом воспитании школьников - Русская поляна, статья. - Сиб ГУФК, МОУ СОШ №2.

2. Евсеев С.П. Теория и организация АФК. - М.: Советский спорт, 2008.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

4. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе.- М.: Владос, 2002.

5. Курдыбайло С.Ф. Евсеев С.П. Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.

6. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педогагическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие - М.: СпортАкадемПрес

 

7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001.

Joomla SEF URLs by Artio