Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Обучение и воспитание в школе (VIII вида)
в классах «Особый ребенок»

 

Рахматова Анна Владимировна,

учитель ГБС(К)ОУ школы №46 «ЦЕНТР РиМ»

 

В связи с тем, что в России идет «Модернизация процесса образования в специальной (коррекционной) школе (VIII вида) с целью обновления содержания учебно-воспитательного процесса и улучшение качества знаний учащихся», хочу остановиться на процессе модернизации в классах «Особый ребенок».

 

Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

 

Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности.

 

Обновление содержания образования

 

Школы работают по рабочим программам, составленным на основе «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Баряева, Л.Б.; Яковлева, Н.Н. 2011 год. Рабочие программы составляются учителями - дефектологами на учебный год и адаптированы для учащихся конкретного класса «Особый ребёнок». Содержание программ построено с учетом трех уровней развития учащихся:

 

  • 1-й – самый низкий уровень усвоения знаний (ученик не может применить полученные знания на практике самостоятельно и нуждается в помощи педагога);

  • 2-й уровень – достаточный (ученик требует побуждения со стороны взрослого для начальной активизации своих знаний, напоминания);

  • 3-й уровень - уровень самостоятельного применения полученных знаний на практике.

    Программа имеет определенную структуру:

    1. Пояснительная записка, которая включает коррекционно –развивающие задачи обучения по трем уровням развития учащихся.

    2. Характеристика класса.

    3. Содержание материала.

    4. Показатели усвоения программы учащимися с разным уровнем развития.

      К программам составляются тематические планирования.

      Педагоги разрабатывают опорные листы, используемые для закрепления знаний учащихся и для проверки изученного материала.

      На основании учебного плана составляется расписание занятий. Занятия могут проводиться как сразу со всем классом, так и индивидуально. В некоторых случаях учитель берет подгруппу учащихся (чаще всего при закреплении материала или проведении дидактических игр). Фронтально проводятся уроки ритмики, музыки и адаптивной физкультуры. Важную роль при этом играет воспитатель, который не только сопровождает учащихся к другим специалистам, но и занимается с детьми индивидуально, помогая им работать в ритме с классом, осваивать новый материал.

      Оценки учащимся с ОВЗ (умственной отсталостью) в общепринятом смысле не выставляются. Дифференцированная оценка для этого контингента не является показателем личностного достижения. В то же время необходимо учитывать степень усвоения учащимися программного материала. Это необходимо не только учителю и воспитателю, но и родителям, чтобы знать, над чем следует работать дома. Для учета усвоения знаний проводятся тестовые работы по предметам 3 раза в год, ведется сводная ведомость учета успеваемости, в которой напротив фамилии ребенка и каждого предмета в расписании стоит клеточка, где в процентах обозначена степень усвоения материала. Ведомость заполняется в конце каждого полугодия. По результатам выводятся графики динамики личных достижений учащегося.

      Обновление технологий обучения детей.

      Наряду с такими уже известными и применяемыми технологиями обучения как

  • Игровые технологии

  • Интеграционные технологии

  • Социальные тренинги

    1. Организации учебного пространства.

Большинство учащихся приходят в школу на целый день: утром – учебные занятия, вторая половина дня – ГПД. Поэтому создание обстановки – важнейшее условие комфортного пребывания детей в классе. Классное помещение разделено на учебную зону и зону отдыха. В той и другой зоне есть рабочие уголки. Каждый уголок имеет свое название и предназначение:

 

  • Уголок для занятий творчеством (удобный стол и/ или мольберт, краски, пластилин, бумага, карандаши, мелки и т.п.)

  • Уголок природы (растения с широкими, плотными листьями, удобные для ухода).

  • Книжный уголок (книги, с которыми дети уже ознакомлены ранее, тематические картинки, предметные картинки).

  • Кукольный уголок (для создания игровых ситуаций, побуждающих к действию). Игрушки для манипулирования, ситуативные игры «Накорми куклу», «Одень куклу», «Машина едет в гараж» и т.п.

  • Уголок со строительным материалом.

  • Уголки сенсорных игр (на ориентировку в пространстве, различение предметов по цвету и величине, на развитие мелкой моторики и т.п.).

  • Уголок спортивных игр и развлечений (хранятся атрибуты для соревнований, мячи, скакалки, обручи и т.п.).

  • Уголок, имеющий социальную направленность (поликлиника, магазин, кафе и тд).

    Введение ИКТ (информационных компьютерных технологий).

    В последнее время на занятиях все чаще используется информационные компьютерные технологии.

    Так как использование компьютера при обучении учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) является новым направлением, готовых программ для наших детей еще очень мало, нам очень помогают программы обучения и развития для дошкольников. Конечно, не все, что есть в этих программах можно использовать в работе с нашими детьми, поэтому педагоги проводят отбор содержимого, выбирая наиболее подходящее и нужное, или сами разрабатывают программы.

    Использование метода «Социальных историй» для поддержки позитивного поведения.

    Социальные истории - это короткие представленные наглядно истории, которые показывают желательное и нежелательное использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков. Основная цель - больше проявлений желательного поведения:

    - улучшение навыков социального взаимодействия (делиться, соблюдать очередность, не толкаться, не кусаться и тд).

    - способствовать коммуникативным навыкам (просить того, чего хочешь, говорить о чувствах).

    Использование визуальной поддержки для обучения и развития коммуникации у неговорящих детей и детей с аутизмом.

    Педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство – проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях и семинарах позволяющих им знакомиться с новыми технологиями такими как: система PECS и методом социальных историй. ABA метод, визуальная поддержка.

    Одним из примеров является зрительное расписание дня - это пособие, которое способствует развитию мышления, в частности развитию планирования своей деятельности.

    Зрительное расписание представляет собой систему карточек, на которых изображены определенные этапы режима дня во время пребывания ребенка в школе. Содержание карточек определяется учителем и зависит от уровня, поставленной цели и возможностей ребенка.

    Зрительное расписание способствует развитию высших психических функций, таких как мышление в частности развитие планирования, развитие памяти, внимания, обучает глобальному чтению, учит соотносить фотографию с картинкой и с реальным действием, развитию речи, расширению словарного запаса, так же способствует развитию коммуникативных функций у не говорящих учащихся, обеспечивая тем самым, лучшую социальную адаптацию учащихся. Учит осознанному выполнению действий и подкрепляет действие картинкой. И в заключение хотелось бы сказать, что от мастерства педагога напрямую зависит решение задач направленных на усиление роли образования в инновационном развитии России.

 

Joomla SEF URLs by Artio