Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелым нарушением речи (общее недоразвитие речи  - 1 и 2 уровень речевого развития)


Новые приключения Колобка

Кравченко Ольга Николаевна,
учитель-логопед ГБДОУ №30
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Коррекционно-образовательные цели. Развитие грамматического строя речи: закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; образовывать винительный падеж существительных в единственном числе; использовать в речи предлоги «в»  «на», «за», «под».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, умения воспроизвести рассказ по мнемосхеме (простые двусоставные предложения); движения артикуляционных органов; слухового  восприятие, умения различать гласные звуки; внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, сочувствия.

Оборудование. Куклы: заяц, волк, медведь, лиса, колобок; мнемосхема по теме «Весна» для составления рассказа из 5 предложений; схематические изображения гласных звуков [а, о, у, и, ы]; интерьер избушки, горшочки для меда, головные уборы, одежда для большой и маленькой куклы, ширма.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. Ребята, приглашаю вас в сказку.
Артикуляционная гимнастика[i]

Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери.

открыть рот

Вы туда без труда приплывете
На волшебном ковре-самолете.

широкий язык на нижней губе

На летучем большом корабле

«лодочка» из языка

И верхом на Коньке-Горбунке.

щелкать языком

Можно в сказку влететь на Жар-Птице,

широкий язык то на верхней, то на нижней губе.

Можно на Колобке прикатиться,

круговое движение языком по губам

Можно въехать верхом на еже.

«жевать» язык

Ой, мы, кажется, в сказке уже…

 

2. Логопед «находит» Колобка. Далее Колобок «разговаривает» голосом логопеда.
Колобок: Ой, ребята! Хорошо, что вас встретил… Меня бабушка испекла, они с дедушкой есть меня не стали, внучком называли, любили. А я погулять захотел, в лес убежал.

Логопед: Ребята, а хорошо ли убегать от взрослых? Что почувствуют ваши мамы и папы, если вы вдруг убежите, как Колобок?
Ответы детей…

Колобок: А я уже домой хочу, да дорогу найти не могу… Ой, кто-то по лесу бежит…

Появляется заяц (перчаточная кукла).
Колобок: Зайчик, помоги мне дорогу домой найти!

Заяц: Помогу. Только ты мне тоже помоги. Не могу понять, какое время года, какую шубку надеть, чтобы лиса и волк не заметили.

Логопед: Дети, поможем Зайцу. Расскажите, какое время года сейчас.
(На доске мнемотаблица, каждый ребенок составляет предложение по одной части, потом один из детей повторяет рассказ целиком).
«Наступила весна. Светит солнце. Тает снег. Появляются первые цветы. Зайцы и белки меняют шубки».
Заяц «показывает» дорогу. Дети подходят к «берегу реки».

Колобок: А дальше куда?..  Ой, Волк!
Волк (перчаточная кукла): Не бойся, Колобок, не съем.. Беда у меня. Потерял я свою песенку. Под какой-то камень закатилась. Найди ее, помоги мне, и я тебе помогу.
Логопед: Ребята, а вы помните, какую песню поет Волк?
Дети: Он поет: «У-у-у»
Логопед: Давайте, под «камнями» посмотрим, поможем Волку и Колобку.
Под «камнями» символы звуков [а], [о], [и], [у], [ы][ii]. Логопед поочередно «поднимает камни», дети произносят тот или иной звук, в соответствии с символом. Дети находят звук [у].
Волк: Спасибо вам, Колобок и ребятки. Идите направо вдоль берега до медвежьей избы. Дальше вам Медведь дорогу покажет.

Колобок: Здравствуй, Медведь. Не ешь меня, дорогу домой покажи, пожалуйста.
Медведь (перчаточная кукла): Хорошо, помогу! Но и ты помоги мне. Хочу я от хитрой Лисы спрятать свои горшочки с медом. Да не получается. Все кажется, что найдет Лиса мой мед.
Логопед: Ребята, помогите Медведю. Скажите, куда можно спрятать горшочки с медом.
Дети: Поставим один горшок на шкаф. Другой горшок – под кровать. Еще горшок – в шкаф и т.д. с предлогами «за», «на», «под».
Медведь: Спасибо вам, Колобок и детки. Идите направо, там, в березничке, Лиса живет, она вам дорогу к дому покажет.

Логопед: Дети, давайте расскажем стихотворение о Колобке. И дальняя дорога покажется короткой.
Дети: (речь с движением)

Я – веселый Колобок,
У меня румяный бок.
На сметане я мешен,
В жаркой печке испечен.
Я от деда убежал,
Бабке ручкой помахал.
Мимо сосен и дубов
Раз, два, три – и был таков!
(действия в соответствии с текстом стихотворения)

Лиса: Здравствуйте, ребята, и ты, Колобок. Зачем пожаловали?
Колобок: Ищу я дорогу домой. Помоги мне, пожалуйста.
Лиса: Хорошо! Но и ты мне помоги. Моя младшая сестричка всю нашу одежду и обувь из сундуков вытащила. Посмотрите, какая куча вещей. Надо порядок навести: разложите все по местам. Мои вещи в большой сундук, а вещи сестрички – в сундучок.
Дети (поочередно): Платье – в сундук, платьице – в сундучок. Туфли – для Лисы, туфельки – для Лисички. Юбку – в большой сундук, юбочку – в маленький сундучок и т.д.
Если у кого-либо из детей возникают затруднения с образованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнение можно повторить.
Лиса: Спасибо. Видишь, Колобок, слева опушка леса, а там и дом, где бабушка и дедушка живут.
Колобок: Спасибо тебе и вам, ребятки. Скорее домой побегу. Там бабушка и дедушка меня ждут, скучают и волнуются. До свидания!

3. Подведение итогов

Логопед: Вот и закончилась наша сказка. Ребятки, вспомните, кого мы видели сегодня.
Дети: Мы видели Зайца, Волка, Лису, Медведя.

 


[i] И.Л. Лебедева «Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, З» М., «Вентана-Граф», 2010

[ii] Т.И. Александрова «Живые звуки или фонетика для дошкольников» СПб. «Детство-пресс», 2005

Joomla SEF URLs by Artio