Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
Некоторые вопросы подготовки к новому формату сочинения ЕГЭ Автор Кирякова Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 513город Санкт-Петербург Много уже сломано копий по поводу самого формата ЕГЭ, есть и защитники, и противники, но практикующему школьному учителю от этого не легче. Прекрасно помню тот год, когда ввели этот экзамен. 11 класс готовился к сочинению, и вдруг за пару месяцев нас огорошили: будете сдавать ЕГЭ. Кто это? Что это? Мы не очень понимали, что будет, но, ничего, все сдали, и достаточно неплохо: 75 % на 4 и 5 (в тот год еще выставляли отметки). Так что мы люди крепкие, закаленные, и нас никакими нововведениями не сломаешь. Нас - да, а вот учеников… С самого начала 10 класса мы начали учить детей формату ЕГЭ, и вот опять изменения. Поэтому хочу поделиться некоторыми соображениями в связи с ситуацией. Отменили обязательные литературные аргументы…Хорошо это или плохо? Кажется, хорошо: ученики перестали паниковать, появилась некоторая свобода: хочешь - обосновывай свое мнение примерами из истории, хочешь - из жизни, современности, кинофильмов, а если много читаешь, то, пожалуйста, приводи аргументы из литературы. Да и, честно говоря, с точки зрения преемственности, такой вариант тоже больше мне по душе, так как года два мы учим будущих выпускников 9 класса писать сочинение в формате ОГЭ. (Я, например, начинаю вводить такой вид работы со второй половины 7 класса, чтобы к 9 классу ученики уже могли определиться, какой вариант сочинения ОГЭ им больше нравится, и могли сосредоточиться на нем.) Сегодняшние критерии сочинения ЕГЭ все-таки ближе к тому, чему детей учили до этого. Пришедшим в 10 класс учителя в лучших традициях говорили: «забудьте то, чему вас учили» и начинали учить совершенно новому формату: сочинению ЕГЭ. Дети путались, паниковали; конечно, не все, но ведь не секрет, что в 10 класс школа берет без отбора, по заявлениям, так что десятиклассники – народ не всегда читающий и мотивированный; часто туда идут дети, просто не желающие делать выбор, так как остаться в стенах родной школы - наиболее комфортный вариант, да и родители обычно за 10-11 класс. И такая же история случилась в прошлом году у меня, когда новоиспеченные десятиклассники начали переучиваться с ОГЭ на ЕГЭ. Было сложно, так как и то, и другое сочинение требует соответствия четким критериям, а они весьма разнились. Только – только ученики стали привыкать к данному формату, показывать неплохие результаты, как в сентябре этого учебного года нам снова его поменяли. Сначала, я думаю, у всех: и у детей, и у учителей - были паника и недоумение: что делать, тем более на тот момент комментаторов было много, а вот четких ответов мало. Поэтому хочу поделиться опытом работы в этом году. Начали мы, конечно, с просмотра изменений и в тестовой форме, и в критериях проверки сочинения. Ученики всегда точно должны знать их, так как любой эксперт не проверяет сочинение по принципу: понравилось - не понравилось, он следует за критериями. Я сама 13 лет отработала экспертом ОГЭ, конечно, оно проще, но и там бывают ситуации, когда сочинение нравится, но, к сожалению, не совсем соответствует нужному формату, приходилось снижать баллы. Так что первое, что, как мне кажется, нужно сделать - это проработать с учениками критерии сочинения в формате ЕГЭ. Следующий момент - постановка проблемы. Усиленная в этом году тестовая часть, особенно задание 1 по поиску предложений, содержащих главную мысль, позволяет предположить, что при проверке сочинений эксперты захотят увидеть не второстепенную проблему, которую часто формулируют ученики, а главную. Как показывает опыт, ребята очень поверхностно читают текст, «хватаясь» за первую же мысль, которая им приходит в голову. Поэтому нужно читать текст с карандашом, подчеркивая ключевые слова, важные мысли, чтобы потом взгляд «зацепился» за выделенные части текста. Только после этого можно переходить к постановке проблемы. Следующая возможная ошибка - это неумение комментировать проблему. Нам предлагается объяснить, как автор раскрывает проблему, для этого надо найти те примеры, которые будут иллюстрировать ключевые слова, их должно быть не менее двух, желательно, чтобы они показывали проблему с разных сторон или дополняли друг друга. Иногда автор, иллюстрируя проблему, использует противопоставление. Вот эту связь нужно тоже указать, чтобы получить 5 баллов за комментарий. Это можно сделать, используя различные «связывающие» слова. Вот некоторые рекомендации экспертов Смысловые отношения между предложениями Средства связи Значение Союзы, союзные слова Слова других частей речи Вводные слова Соединение и присоединение и, также, тоже вместе с тем, кроме того, к тому же кстати, впрочем, между прочим Сопоставление и противопоставление но, однако, зато, не только – но и если – то, как – так и, атогда как с одной стороны, с другой стороны Причинно-следственные отношения потому что, так как, отсюда следует, ввиду того вследствие, в связи с… поэтому следовательно, значит, так Целевые отношения чтобы, для того чтобы для этого, ради этого, в целях для этого, ради этого, в целях наконец; во-первых, во-вторых Пояснение, уточнение, выделение частного случая именно, только, даже, лишь например, к примеру Хочу привести пример возможной работы (1)Любовь – трудная душевная работа, еѐ не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет еѐ. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всѐ, что происходит с нами, всѐ, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды… (9)Но когда рождается любовь, как растить еѐ, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз? (11)Много лет назад, когда я была ещѐ подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно еѐ удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». (14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. (15)Когда Маленький принц только начал своѐ путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король. (19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жѐны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. (21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – еѐ добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе. (24)Когда знаешь, что всѐ перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой*) * Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель Не буду претендовать на 100% объективность, но жирным шрифтом выделены слова, которые кажутся мне ключевыми, если выписать только их, то легко можно выделить главное в этом тексте: Любовь – работа - чего мы ищем в любви - ухода от одиночества, душевной опоры - общими не только радости, но и боли, и обиды - как растить еѐ, чтобы она выжила - существуют тайны и законы любви - власть должна быть разумной - в любви никто никому ничего не должен – добровольность Соединив данные слова, мы получим небольшой текст, в котором будут главные посылы автора и ключевые слова, легко будет понять, что хотел автор сказать, каким примерами он проиллюстрировал свои мысли. Остается сказать еще об авторской позиции, ее формулировка обязательна, так как проблема - это вопрос, требующий решения, а авторская позиция - путь решения этой проблемы, чаще всего. Ученик может согласиться или оспорить мнение автора, но его доказательства должны быть основаны на ключевых словах, которые он выбрал. Если сформулировать проблему, поставленную в тексте, словами автора, то она может звучать так: «Полюбив, как сделать так, чтобы любовь выжила?» Авторская позиция: Власть должна быть разумной, надо понимать пределы власти над любимым человеком, главный закон любви - полная добровольность отношений. Если ученик так формулирует авторскую позицию и соглашается или не соглашается с ней, то, обосновывая свою точку зрения, он должен писать о добровольности отношений двух любящих людей, о границе требований к своему любимому человеку. В данной статье я хотела показать некоторые аспекты работы над сочинением в формате ЕГЭ, надеюсь, она поможет молодым учителям в работе. В работе были использованы материалы с сайта http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=AF0ED3F2557F8FFC4C06F80B6803FD26&theme_guid=1e3ed7889541e3118a3d001fc68344c9&groupno=2&groupno=3

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio