Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Интерактивные карты на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга

Белоконь Н.В.,
учитель элементарной компьютерной грамотности
и истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБС(К)ОУ СКОШ № 502 Кировского района Санкт-Петербурга

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями развития, внедрения в учебно-воспитательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

      Важной предпосылкой для формирования историко-пространственных представлений является тот факт, что пространство в основных его характеристиках (размер, протяжённость, взаиморасположение) уже известно учащимся. [5]. Им  знакомы меры  длины и понятие «масштаб». Так как историко-пространственные представления учащихся с интеллектуальным недоразвитием формируются тяжело и медленно, необходимо использование картографического материала в сочетании с  образным рассказом учителя,  использованием пособий, содержащих реальные образы исторической действительности: картин, аппликаций, предметной наглядности, с различными  практическими  работами. 

      Историческая карта, карта-схема  города  используется на большинстве уроков краеведения. Инновационные принципы личностно-ориентированного обучения, индивидуального подхода, требуют новых методов обучения. На современном этапе изучение краеведения немыслимо без использования ИКТ. Информационные технологии дают образное восприятие учебного материала. Включение в ход урока работы с  интерактивной картой помогает учителю в решении адаптационно-развивающих задач (развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, мышления, речи, памяти, эмоционально-волевой и личностной сферы).

 Опора  на  сформированные представления и практические умения помогает  учителю краеведения в обучении работе школьников с ОВР с интерактивными картами.

Изучая любое историческое событие, учащиеся должны представлять:

·         место, где происходило событие,

·         направление действий,

·         дальность расположения объектов по отношению друг к другу,

·         условия местности, её особенности[5].

Как при работе с обычной картой, так и с интерактивной, эффективно сочетать аналитико-синтетические методы:

- дедуктивный, который отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае учащиеся рассматривают различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи;

- индуктивный, когда учащиеся получают чистую контурную карту, накладывают на нее географический фон, превращают ее в тематическую карту, наносят необходимые объекты и надписи.

Работа с  интерактивной  картой города позволяет  наиболее полно сформировать:

¨  Умение читать карту города (знание классификации городских карт, понимание принципов составления и оформления карт, представление об условных обозначениях);

¨  Умение ориентироваться по карте города (найти необходимый объект на карте; проложить маршрут; соотнести карту с реальной местностью);

¨  Умение пользоваться картой как источником историко-краеведческих и культурологических сведений о городе.

 

Как и обычная,  интерактивная карта  служит источником информации:

¨  Какие элементы городской среды повторяются  на всех картах;

¨  Как ориентированы улицы;

¨  Что можно считать центром города, и где он расположен?

Такая  карта может более наглядно служить географической конкретизацией исторического факта в процессе его сообщения учителем или чтения учебника.

Современные Интернет-ресурсы, разрабатывающие интерактивные карты,  позволяют учителю включить  школьников с ОВР «в увлекательный процесс совместного познания исторического прошлого с учетом их познавательных способностей, личностно ориентированной технологии, творческого подхода и поддержания интереса к предмету»[5].Остановимся более  подробно на некоторых из них.

1.Ресурс Интернет-портала Яндекс-карты. http://maps.yandex.ru/?ll=30.313497%2C59.938531&spn=0.020170%2C0.008118&z=16&l=map%2Cstv

Современные возможности этого ресурса помогают научиться ребёнку с ОВР ориентироваться в пространстве города. При начальном освоении пространства города эти карты имеют возможность более детального изучения  ближайшего окружения местности, когда можно изменить масштаб (подробно рассмотреть,  где расположена школа, на какой улице, какие улицы расположены рядом, микрорайон места жительства ребёнка, как безопасно добраться до школы и обратно). У каждого школьника в дневнике вклеена схема безопасного подхода к школе на основе Яндекс-карт. Дети  не воспринимают район изолированно. Изменение масштаба карты на глазах у ребёнка с интеллектуальным недоразвитием позволяет предупреждать изолированность восприятия.   

В старших классах ученики учатся прокладывать маршруты пешеходных прогулок, экскурсий.  При изучении тем, связанных с культурным  наследием Санкт-Петербурга сервис даёт возможность осуществить такие приёмы работы с интерактивной картой как:

¨  Локализация объекта, события (нанести такие метки,  как расположение храмов, театров, музеев, парков и др.)

¨  Характеристика территории (где расположен объект, что находится рядом);

¨  Символическая аппликация;

¨  Виртуальное путешествие.

Кроме того, Сервис располагает мощным З-D панорамным обеспечением. Работа с интерактивной картой в режиме панорамного просмотра наиболее наглядно позволяет учащимся с интеллектуальным недоразвитием научиться ориентироваться  в городской среде. А возможности «гибридной» карты города также помогают формировать  пространственные представления обучающихся.

            На заданиях по разработке маршрутов экскурсий и прогулок ребята учатся прокладывать маршруты с помощью сервиса «маршрут». Выполняя такое задание,  ученики могут рассчитать время в пути (туда и обратно), узнать протяженность маршрута, решить задачи на длительность события.

2.      Геоинформационные системы. http://2gis.ru.

Программа содержит огромную информативность по объектам города. Позволяет, как и Яндекс-карты, находить различные организации, объекты, прокладывать маршруты.

 

3.        При изучении исторического прошлого нашего края в работе учителю краеведения помогает ресурс  http://www.aroundspb.ru/arhiv-geografiya.html.

На этом сайте можно найти  исторические карты Ингерманландии с 1676 года по настоящее время. Не у каждого учителя такие карты имеются в крупном (настенном)  исполнении. Да и хранить такие карты сложно. Требуется специальное место для хранения, с течением времени на карте формируются глубокие заломы, если карта хранится в сложенном виде, больше времени отводится на её поиск.   Этот ресурс помогает исправить положение. Карты можно открывать в разных окнах,  проводить их  сравнение, учить видеть элементы, повторяющиеся на картах различных временных периодов. Примечательно, что эти карты можно увеличить и более детально просмотреть, чего не даёт карта, напечатанная в атласе или в учебнике. Как правило, старинные карты монохромны и надписи практически отсутствуют (приняты условные обозначения в виде римских цифр и латинских букв). При желании можно сочетать работу с интерактивной картой и картой на бумажном носителе. Её  можно распечатать и выполнять такие приёмы работы с картой как:

¨  заполнение контурных карт;

¨  символическая аппликация (нанесение крепостей, границ,  городов  в составе Великого Новгорода, пути «из варяг в греки» и др.).

Символическую и персонифицированную аппликацию возможно выполнить и с помощью информационных технологий,  если кабинет учителя оснащён интерактивной доской (приставкой). Дети приобретают постепенное умение овладевать новыми представлениями, не только на основе конкретного восприятия, но и на основе представляющего конкретный факт символа (условного изображения карты). http://statehistory.ru/3893/Podborka-kart-Drevney-Rusi-9-14-vekov/Например: в начале, рассказывая о том, как проходил путь из варяг в греки, ученик с помощью учителя подкрепляет изложение показом на интерактивной карте: говоря о Неве, Волхове, Днепре может  показывать их на карте, проводя  стилусом по всему пути «из варяг в греки». В сознании детей будет вырисовываться, графический образ этого пути – от Швеции – «направо» (через Финский залив, Неву, Ладожское озеро), дальше «вниз» (через Волхов, Ильмень, Чёрное море) до Византии. Представление об этом пути без прорисовки линии пути  на  интерактивной карте было бы непонятным, так как у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью слаба способность воссоздания образа без конкретного восприятия. Для создания целостного представления, необходимо обратить внимание обучающихся    на длину пути – должен заговорить масштаб карты. Длина пути «из варяг в греки»- около 3500 км. Можно конкретизировать и это число: если бы варяги каждый день преодолевали примерно 30 км, то весь путь они могли бы проехать приблизительно в 120 дней, или около 4 месяцев.

Или другой пример:  изучая темы «Борьба за Невские берега в XII-XIV веках», «Ижорская земля в составе Московского государства в XV-XVII  веках» [4]  учитель предлагает детям узнать об этом из карт  Ижорских  земель (XII-XIV вв. http://www.aroundspb.ru/maps/history/shonback.gif) Дети находят с помощью учителя условный знак (метку) Невской битвы 1240г., находят и отмечают места, военных столкновений русских со шведами, крепости северо-запада, монастыри отмеченные соответствующими метками, показывают эти места, и тем самым, отвечают на поставленные перед ними вопросы. Они представляют себе зрительно, где они находились, как изменилась  граница после лишения России выхода в Балтийское море. Интерактивная карта даёт детям реальное историческое знание.  И учитель, и дети показывают соответствующий исторический объект на карте несколько раз. Таким образом, виртуальные интерактивные карты помогают   закреплению знаний.

 

¨  персонифицированная аппликация (прикрепление силуэтов, фигурок; передвижение фигурок способствует запоминанию исторических событий у учащихся, а учителю помогает вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчить процесс запоминания исторического материала).

Интерактивная карта -  объект  исторического рассуждения, объяснения.

    Пример: В ходе изучения Северной войны поставим  перед учащимися проблему: Почему  Петр I решил строить город на берегах Невы. Зачем  искал удобных путей в Европу. До сих пор Московское государство пользовалось Архангельском для торговли с Европейскими странами. В чем было неудобство этого пути? Ответ на этот вопрос дается на основе анализа карты: Архангельск на берегу Белого моря; отсюда далек путь в приморские европейские государства; этот путь открыт для навигации лишь несколько месяцев в году; к тому же Архангельск расположен очень далеко от центра Московского государства.

   Петр1 хочет открыть путь через Балтийское море. В чем удобство этого пути? И на этот вопрос дает ответ анализ карты. Выгоды завоевания берегов Балтийского моря,  могут быть извлечены,  поняты на основе рассуждений по карте.

  Такая работа с  интерактивнойисторической картой на уроке реализует до конца возможности, заключенные в ней, как в наглядном интерактивном пособии для изучения истории города.

 

4.      Сайт «Это место» http://www.etomesto.ru/peterburg/.

Возможности данного сервиса располагают картами города и окрестностей с 1745 по 1996 год. Сервис позволяет проводить сравнение определённых мест на картах разных периодов путем прозрачного наложения одной виртуальной карты на другую.   Такая работа  даёт возможность ставить очень важную, доступную и интересную работу для детей по сравнению наложенных карт. Вот, например: карты Санкт-Петербурга в разные периоды его истории – прекрасный материал для беседы на тему о расширении города, изменении границ города.

 Также возможно увеличения масштаба карты для более детального рассмотрения. Ресурс полезен не только при изучении краеведения, но также курса  истории Отечества и географии.

5.      Сайт http://petersburg-in-maps.com/karta_peterburga.htm.

Интерактивные исторические карты («Машина времени») построены на основе API «Yandex.Maps» (Яндекс.Карт). Авторы сайта подробно объясняют пользователю,  как организовать сравнение двух карт одновременно и подробно познакомиться с интерактивными историческими картами.

6.      Современная интерактивная карта http://www.peterburg.ru/map.
    
Достопримечательности и интересные места расположены не только в центре, на виду у горожан и гостей города. Многие из них запрятались в совершенно непредсказуемые места, и найти их без четких указаний будет весьма сложно. Для этого вам потребуется подробная карта Санкт-Петербурга с обозначением улиц и домов. На портале peterburg.ru вы найдете интерактивную карту Санкт-Петербурга, которая поможет составить наиболее удобный туристический маршрут. Чем онлайн-карта города лучше привычной бумажной карты? Тем, что, введя в поисковую строку искомый адрес, вы моментально видите его месторасположение. Вам не придется листать множество страниц, пытаясь угадать, в каком же именно районе находится необходимая вам улица или площадь. Поиск по интерактивной онлайн-карте сэкономит ваше время, которое вы сможете с удовольствием использовать, посещая культурные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Ресурсы интернета глобальны. Невозможно рассмотреть все возможности в одной маленькой статье. Для учителя открыты огромные возможности по использованию интерактивных карт. Работа с интерактивными картами помогает учителю наиболее полно сформировать историко-краеведческие знания обучающихся с ОВР.

Литература.

1.      Кондратьева Н. А. Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство развития познавательной активности учащихся с ОВР/Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования / Материалы научно-практической конференции «Научно-методические проблемы помощи детям с ОВР на современном этапе развития системы образования». 22 марта 2013 г. – СПб.: ЛОИРО, 2013.

2. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

3. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории, - М.,2006

4.   Петрова Л. В. История и культура Санкт-Петербурга: Программа краеведческого курса для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

5. Формирование историко-краеведческих знаний учащихся в специальных (коррекционных) школах VII  и VIII видов. Под общ. Ред. Л.В. Петровой, И.Ф. Головановой.  ЛОИРО, 2012.

Joomla SEF URLs by Artio