Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Информационно-коммуникационные технологии - средство социализации  подростков и молодых людей
в классах «особый ребенок»

Степанова Ирина Геннадьевна,
учитель/воспитатель

ГБС(К)ОУ № 231 Санкт-Петербурга

 

Цель образования подростков и молодых людей в классах «особый ребенок» - социально-трудовая адаптация, реабилитация и облегчение процесса интеграции в общество (Н.Н. Малофеев,  Л.М. Шипицына). В связи с данным положением, главные задачи социализации  учащихся – освоение системы социально значимых практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни; подготовка учащихся  к взрослой жизни через овладение навыками обслуживания себя (по возможности, окружающих), общения,  приспособление  к  жизни   в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Информационно-коммуникационные технологии - один из способов социализации обучающихся в классах «особый ребенок». Разнообразные возможности работы с видеоматериалами, виртуальные экскурсии позволяют погрузиться в окружающую жизнь, почувствовать себя участником событий, расширить кругозор молодых людей данной категории, отработать необходимые для повседневной жизни навыки.

В процессе учебно-воспитательной работы применяю готовые, авторские и инновационные видеоматериалы.

1. Готовые видеоматериалы – это СД-диски, видеофрагменты познавательных фильмов, сказки, развивающие мультфильмы, презентации, слайд-шоу картинок  по темам. Например, серии из мультфильмов  «Уроки тетушки Совы» («Уроки осторожности»: темы - «Правила осторожности с бытовыми приборами», «Электричество», «Горячие предметы», «Острые предметы», «Микробы»; «Уроки Хорошего поведения»), «Азбука безопасности на дороге» («Дорожные знаки для детей»,  «Виды транспорта»), «Фиксики» (устройство и техника безопасности при работе с приборами «Пылесос», «Холодильник», «Электрочайник», «Микроволновая печь»).

2. Авторские видеоматериалы - это слайд-шоу фотографий по результатам классных мероприятий – экскурсий, праздников,  трудовых  и игровых действий и др.; презентации, выстроенные на определенную тему с авторскими  фотографиями, текстом; видеоролики. Например, видеоролики  «Сервировка стола», «Утюжка белья», презентация «Как мы ухаживали за обувью».

Авторский видеоматериал  позволяет  учащимся вспомнить последовательность событий, рассказать о них, закрепить действия, дает возможность родителям дистанционно познакомиться со способами социализации своих детей.

3. Инновационные видеоматериалы - это «обновление» или «изменение» готового видеоматериала с использованием авторского, с целью создания  нового продукта - инновационного видеоматериала.

Значительную помощь в работе с учащимися старших классов «Особый ребенок» оказывают  обучающие презентации, созданные на темы, помогающие в решении задач социально-трудовой адаптации подростков и молодых людей.  Так, презентация «Главные телефоны» помогает уточнить опасные ситуации в повседневной жизни, закрепить телефоны вызова помощи, отработать алгоритм поведения.  Презентация «Анкета» дает возможность увидеть основные моменты заполнения анкеты, последовательность пунктов, списывать текст не с доски, а с экрана компьютера.

Инновационные видеоматериалы помогают не только подробно вводить новый  материал, акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах урока, но и выявляют усвоение подростками учебного материала, понимание темы урока. Так, в  презентации «Правила питания»  предлагаются дидактические задания, которые, в зависимости от возможностей учащихся, могут  выполняться в процессе диалога с учителем или самостоятельно на компьютере.

Значительное место в работе с подростками и молодыми людьми классов «особый ребенок» отводится упражнениям с  пиктограммами и технологическими  картами. Информационно-коммуникационные технологии помогают    читать    инструкции по уходу за бельем и одеждой,  пиктограммы «дорожные знаки», «метро», «магазины» и др.  Используются технологические карты, отражающие пошаговое изучение темы:  в виде пиктограмм («Сервировка стола»), рисунков («Приготовление блюд: бутерброд»), картинок, фотографий («Приготовление блюд: салат «Витаминный»).

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии - средство социализации  подростков и молодых людей в классах «особый ребенок», помогающее развивать у них социально значимые умения и навыки, обеспечивающие адекватное поведение в повседневной  жизни.

 

 

Литература.

1. Интернетресурсы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация

2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4

3. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей /М-во соц. Обеспечения РСФСР. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

 

4. Степанова И.Г. Особенности навыков хозяйственно-бытового труда у лиц с умеренной умственной отсталостью. Дипломная работа. 2011.

Joomla SEF URLs by Artio