Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование социально значимых навыков
у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Медведева Маргарита Хабаровна
 Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — это особая группа, нуждающаяся в максимальной помощи окружающих их людей [1, 2, 3]. Основной целью педагогов является обучение учащихся социально значимым умениям, чтобы снизить зависимость ребенка от взрослого. Среди задач выделяются:
* отработка навыка поведения в общественных местах (в магазине, парикмахерской и др.);
* отработка навыка приема пищи, приема гостей;
* закрепление названия денежных купюр, умения детей работать с калькулятором, просить оказать помощь при расчете за покупку;
* активизация и закрепление в речи учащихся названий продуктов, выражений: «Сколько стоит?», «Спасибо», «Скажите, пожалуйста», «Заверните, пожалуйста» и т. д.
Решение данных задач возможно с помощью метода ситуационного тренинга или отработки определенных навыков в конкретных жизненных ситуациях.
Ситуационный тренинг — инновационное направление в процессе социализации подростков с ограниченными возможностями. Поэтому мы только начинаем нарабатывать практический материал в этой области. Нами уже разработаны и практически апробированы сценарии занятий по следующим темам: «Магазин», «Магазин игрушек», «Булочная», «Магазин
овощи, фрукты», «Поездка в автобусе», «Беседа по телефону», «На при­еме у врача», «Посещение кинотеатра».
Работа строится следующим образом.
На первом этапе составляется список ситуаций, в которые включен ребенок. Эти социальные ситуации можно разделить на три группы: дома, на улице и на социальных объектах. Ниже мы приводим таблицу, в кото­рой перечислены некоторые ситуации.
 
Социальные ситуации
Дома На улице На социальных объектах
()дин дома В транспорте Магазин
Звонят в дверь Встреча с незнакомым Почта
Я заболел Агрессия со стороны незнакомых людей Собес
В доме гости   Аптека
    Школа
    Сберкасса
    Поликлиника
 
 
Это далеко не полный перечень.
Следующий шаг — смоделировать ситуации в условиях школы. Так родилось занятие «Радушный хозяин». В основу положена ситуация по­купки продуктов и приема гостей. Важным моментом является осмысле­ние действия ребенком, т. е. он должен знать, зачем он покупает продукты. С одной стороны, чтобы позаботиться о других, пообщаться, с другой сто­роны, чтобы поесть самому. Учащиеся получили возможность выполнить социально и лично значимое осмысленное действие.
Решение специально смоделированных проблем развивает у учащихся жизненно важные навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в производственных услови­ях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем пространстве.
В ходе проведения ситуационных тренингов происходит определенное развитие личностных качеств у детей с ограниченными возможностя­ми. Они становятся более инициативными и самостоятельными, адекватно ведут себя в различных бытовых ситуациях, многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. В результате проведения такой работы у учащихся появляется некоторая способность критически оценивать выполненную деятельность. Можем отметить, что ситуационные тре­нинги, организованные с учетом индивидуально-типологических особен­ностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ру­ководством педагога, способствуют тому, что учащиеся начинают вступать в невербальное и вербальное общение и учатся оказывать помощь друг другу в различных бытовых ситуациях.
В ходе таких социальных занятий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знакомятся с работой транспорта, почты, предприятий торговли, т. е. обучаются умению ориентироваться в окружающем мире: пользоваться транспортом, вести себя в общественных местах, из­влекать необходимую информацию из объявлений и указателей и т. д. Приобретенные знания способствуют расширению социального опыта де­тей и облегчению процесса интеграции их в общество.
Ситуационные тренинги содействуют развитию познавательной деятельности учащихся и направлены на совершенствование их разговорной речи. Для проведения ситуационного тренинга специально подбираются ситуации, в которых от ребенка потребуются самостоятельные действия. Например: прием гостей, покупка продуктов, разговор по телефону и т. д. Для разыгрывания ситуации мы, педагоги, пишем специальный сценарий, где подробно описаны действия ребенка, окружающих его людей, речевые обороты, схемы передвижения. Во время таких занятий дети усваивают, слова, которыми будут пользоваться в быту или работе. Обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, а также содер­жание их предметно-игровой деятельности помогают пониманию значения слов и побуждают к диалогу. При этом ситуационный тренинг может слу­жить средством частичного пополнения речевого материала в опыте детей. Учебно-игровые ситуации должны отвечать ряду требований:
•  вызывать интерес у воспитанников;
• строиться с учетом жизненного опыта детей, при этом тематика этих ситуаций должна быть близка и понятна ученикам с умеренной и тя­желой умственной отсталостью;
•  соответствовать речевому развитию учащихся.
Содержание ситуационных тренингов мы продумываем с учетом речевых возможностей учащихся указанной категории. Часто многие из них на начальных этапах обучения не могут сами вести диалог. Тогда речевое общение протекает сопряженно с учителем или разыгрывается тремя учениками: робкий, необщительный учащийся ведет свою роль вместе с инициативными, общительными.
Они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры. Если некоторых учеников все же не удается включить в общение друг с другом, то следует предоставить им право участвовать в распределении ролей, привлекать их к обсуждению полученных результатов.
Предлагаемый учителем образец-диалог усваивается учениками путем многократного его повторения в различных ситуациях. Рекомендуется возвращаться к одному и тому же материалу в течение учебного года несколько раз, чтобы учащиеся лучше его усвоили. При этом закрепление речевых навыков обязательно сопровождается пополнением словарного запаса. Речевая активность у детей выражена крайне слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в диалоге необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси... Скажи... Обратись к товарищу...» и т. п.
Считаем, что метод ситуационного тренинга эффективен и мы будем продолжать работу в этой области.
 
Список литературы
1.      Шипицина Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. - СПб., 2000.
2.      Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. — СПб, 1998.
3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2000.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio