Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока  по теме:

 

  «Формирование слогового анализа и синтеза слов»

 

 

Цель урока: Сформировать навык слогового анализа и синтеза

                         слов сложной слоговой структуры.

 

Задачи урока:

 

1.Закрепить понимание слогообразующей роли гласных в словах.

 

2.Автоматизировать навык деления слов на слоги.

 

3.Формировать умение синтезировать слова из предложенных слогов.

 

4.Формировать фонематические представления на предлагаемые

   слоги.

 

5.Закрепить умение согласовывать  слова в предложении в роде,

   числе  и падеже.

 

 

Лексическая тема: обобщение по теме (Ранняя весна): природа и                         приметы  ранней весной.

 

 

Оборудование: Иллюстрации на мониторе, карточки с заданием,

доска, мел, рабочие тетради,  цветные карандаши, мяч, картинки

обитателей леса, картинка -  грач, конверт с письмом и разрезными картинки животных.

       

                                            Ход урока:

 

 1.Организация начала урока:

     

               Прозвенел звонок весёлый

               Мы начать урок готовы

               Будем слушать, рассуждать

               И друг другу помогать.

 

2.Сообщение темы.

 

Сегодня мы с вами  продолжим беседу о ранней весне, её приметах и природе в это время года.

Посмотрите на экран и скажите: (СЛАЙД №2)

- Кого, вы видите на мониторе? (Снежную королеву).

- В  каких ещё   сказках  она была?  (Дети перечисляют)

- Вспомните, что она делала в сказках?  – (заколдовывала).

- Значит, кто она? (Колдунья).

 

3.Оформление работы в тетради.

 

«Колдунья»  пропишем слово, разделив его на слоги.

  И поставим ударение для правильного чтения.

- Вспомним правило:

 

Знает каждый из учеников

 сколько гласных столько и слогов.

 

4. Снежная королева предлагает (с экрана): звук  мультимедиа.

 Определить  на  слух, сколько  слогов в словах, устный ответ

 (Весна, дождь,  тепло,  погода,  ветер,  лужа,  деньки,  облака)

 

5. Снежная королева заколдовала картинки с приметами ранней

    весны (все картинки на экране «заколдованы»). (СЛАЙД №3)

    Вы должны  составить  слова из слогов и картинки вновь восстановятся:

     солнышко,  проталины,     сосульки,    капель,    ручейки,   птицы, под-

     снежники, ледоход, (картинки  на экране появляются по одной).            (СЛАЙДЫ 4 -12).

    (дети достают из конвертов слоги и составляют слова).

   - Записать цифрой  в строчку, сколько слогов в этих словах.

 

 

 

 

6. Игра с мячом – (согласование существительных с числительным 1,5)

      

  1                              5                             1                            5

 Сосулька                 сосулек                 туча                        туч

 Луч                          лучей                    дерево                    деревьев

 Лужа                       луж                        ручей                      ручьёв

Льдина                     льдин                    птичка                     птичек

 

 

7. Работа с предложением  (составление предложения  из заданных слогов)

 

Ребята,   Снежная   королева   заколдовала   очень    важные     слова.

Чтобы их прочитать,  необходимо  ответить на следующие вопросы:

 

- От чего зависит состояние человека,  когда ему хочется веселиться,

    играть,  смеяться или   наоборот грустить, плакать? (настроение);

                                                              (запишем первый слог)

- Непрозрачный воздух,  насыщенный   водяными   парами,

    плохая видимость на улице  (туман);

                                                               (запишем первый слог)

- Какой   музыкальный   инструмент   стоит   у нас в зале? (пианино);

                                                                 (запишем первый слог)

- Как    называется   внутренняя    сторона   кисти    руки? (ладонь);

                                                                 (запишем  первый слог)

-  Что значит? Посетить кого-нибудь (больного или друзей); (навестить);

                                                                  (записать второй слог)

- Артистка   балета,  это кто? (балерина).

                                                          (записать последний слог)

Из записанных слогов прочитаем и запишем предложение

(Наступила весна.) (СЛАЙД №13)

 

Молодцы!  Вы   победили  Снежную  королеву  и  стали настоящими маленькими волшебниками.

 

Разгадайте  девиз  добрых  волшебников  (определить  порядок слов

в предложении)

Посмотрите на экран монитора (Дети выходят к компьютеру и читают)

Всегда, побеждает, зло, добро; (СЛАЙД №14)

 (Добро всегда побеждает зло.) (СЛАЙД №15)

 

8.Приходит весна.

  

Стук в дверь и входит весна,  (в руках изображение грача)

 

Здравствуйте ребята, я к вам в гости пришла и весну принесла,

Как вы меня ждали?

Дети рассказывают  весне стихотворение по очереди.

 

1 ребёнок -    К вам весна шагает быстрыми шагами.

2 ребёнок -   И сугробы тают под   её  ногами.

3 ребёнок -   Чёрные проталины на полях видны.

4 ребёнок -  Видно очень тёплые ноги у весны.

 

(Весна  уходит, а на доске выставляется  изображение «Весны и  грача.)

 

9.Физкультминутка.

 

Ушла зима, пришла весна,                           (Дети выполняют ходьбу на месте)

Нас очень радует она!                                   (Хлопают в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.                    (Сводят и разводят руки над

                                                                           головой)

Подснежник цветёт и трава зеленеет.            (Выполняют упр. Цветок)

 

10. Посмотрите, ребята,  у грача  в   клюве   есть   какой- то  конверт.

      (Логопед достаёт письмо и читает.)

  Когда  я летел  над лесом,  то встретил много животных,  а каких,

  догадайтесь сами.  (Из  конверта достаются  разрезные картинки

   и раздаются  детям). Дети составляют данного им животного.

 А как вы думаете, каких  обитателей леса мог грач встретить  ещё?

    (бурундук, дятел,  ворона, волк, воробей,  сорока, хорёк) – картинки

    выставляются на доску

 Запишем слова по домикам  согласно слоговой структуре.

  ( в тетради  рисуем домики  и ставим цифры-1,2,3 -  записываем слова

  в 1 домик – слова с одним слогом: во 2 домик  - слова с двумя

  слогами;  в 3 – домик – с тремя слогами).  

 

 

11.Прочитать стихотворение и назвать слова с 1, 2, 3 слогами.

      (задание выполняется устно)

 

         Рыхлый снег темнеет в марте

         Тают льдинки на окне.

         Зайчик бегает по парте

         И по карте на стене.

 

 

12. Восстановление слов из слогов (появление лишнего слога).

     (ученик выходит к доске, определяет его и вычёркивает)

Игра «Слова   - перевёртыши».

Записать слоги, прочитать сделать первый слог вторым.

  (читать справа налево)

 

Тог, и, час, сей,  дём,  ве,  под, рок,  у,  ся,   чил,  кон, и, вот.

 

(Вот и кончился урок, подведём сейчас итог)

                                      

(Выставляется изображение картинки «Весна»)

 

По ней ребята рассказывают, чем они сегодня занимались.

Спросить ребят, что им понравилось?

Что не понравилось?

 

 Молодцы! (СЛАЙД№16)

 

Используемая литература:

1. Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах»  М., «Влада»,  2001.

2. Л. Я. Гадасина, О. Г. Ивановская «Звуки на все руки» СПб, 1999.

3. Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. 1991.

4. И. Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М. 1997.

5. А.К. Аксенова, Э. В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» М. «Просвещение» 1987.

 

Joomla SEF URLs by Artio