Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование пространственного образа,
пространственных представлений и навыков ориентирования
у детей с нарушением зрения

Ростовцева Екатерина Викторовна,
воспитатель школы №502
Санкт-Петербурга

Практика обучения в специальных школах показывает, что при правильно организованной коррекционной работе дети с нарушением зрения приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде.

Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей коррекционно-развивающей работы тифлопедагогов. Отечественные дефектологи (Л.И.Солнцева, М.Н.Наумов, В.А.Кручинин, И.С.Моргулис, Л.А.Семенов и др.) отмечали важность формирования пространственных и предметных представлений. На основе диссертации Никольской Т.Н. и практической работы Нижегородской областной школы-интерната была разработана модель формирования пространственного образа для детей с нарушением зрения. Создание адекватного, полного, четкого, динамического образа является необходимым условием, обеспечивающим познание окружающего мира и формирование ориентировочной деятельности у детей с нарушением зрения. Чтобы сформировать у детей с нарушением зрения такой пространственный образ, необходимо в процессе обучения ориентированию использовать эффективные формы и методы обучения; сочетание словесных методов обучения с наглядными и практической ориентировкой слепых в пространстве.

На сегодняшний день существуют самые различные теории обучения детей с нарушением зрения. Все они, в основном, основаны на двигательной и сенсорной сферах ребенка. Но акцент только на двигательное и сенсорное развитие еще не  может дать положительных результатов, так как не учитывается вся система психических свойств учащихся, в частности, личностные качества ребенка, занижена роль сознания, участия высших познавательных процессов в обучении ориентировке и мобильности детей с нарушением зрения в пространстве.

Специфичность и коррекционная направленность программ по общеобразовательным предметам в школах для детей с нарушением зрения состоит в том, что наряду с изучением материала предусматривается решение таких коррекционных задач, как развитие осязания и зрения, формирование целостных образов предметного мира, временная, социально-бытовая и пространственная ориентировка. Специальные программы начальных классов для школ детей с нарушением зрения включают также специфические материалы, направленные на коррекцию слепоты и отклонений в развитии. Особого внимания  в этом плане заслуживает Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И.Плаксиной, где четко прослеживаются межпредметные связи, при обучении один учебный предмет связан с другим.

Рассмотрим данную Программу с точки зрения возможностей развития пространственных представлений, пространственной ориентировки в процессе прохождения изучаемого материала.

В программе по русскому языку в первом классе предусмотрен ряд тем, изучение которых способствует расширению ориентировки детей с глубокими нарушениями зрения в пространстве. В подготовительный период - это умение соотносить предметы с рельефными рисунками в букваре и азбуке, в дидактическом материале, узнавание предметов на ярких картинках детьми, имеющими остаточное зрение, ориентировка на письменном приборе, подготовка рук к письму, знание места и счета точек в шеститочии при письме и чтении; умение контролировать пальцами левой руки движение грифеля внутри клетки и вдоль строки. В букварный период -это умение представлять образ каждой буквы при ее чтении и письме, различать и писать зеркальные буквы. В букварный период важным умением для ориентировки является списывание, то есть умение четко выдерживать направление строки, не терять ее, уметь находить при перенесении руки с книги в тетрадь и обратно.

От учащихся второго класса программой требуется умение описать знакомый предмет, рассказать о своих наблюдениях в природе, а также находить изучаемый материал по оглавлению и на нужной странице, т.е. ориентироваться в брайлевской книге.

Большое значение для ориентировки имеет раздел «Слово» - знакомство с названиями предметов, их признаками, обозначениями действий. Особое место уделяется предлогам, обозначающим взаимное расположение предметов. При этом необходимо практическое усвоение пространственных отношений, выражаемых с помощью предлогов.

Большое значение в обучении письму и чтению по Брайлю для развития ориентировки в пространстве имеет не только обучение ориентировке на листе бумаги, в шеститочии, в умении оперировать пространственными представлениями в умственном плане, но и обучение чтению грифелем написанного текста, контроль грифелем конца слова, строки, предложения.

При обучении математике, так же, как и русскому языку, программой предусмотрено увеличение времени на подготовительный период. В содержание материала подготовительного периода введены разделы, раскрывающие количественные и пространственные понятия и отношения, предусматривается освоение прибора Брайля.

Закрепление пространственных понятий верх-низ, справа-слева, больше-меньше, шире-уже, выше-ниже, ближе-дальше, изучение метрических мер имеет важное значение при ориентировке в пространстве.

Программа по физической культуре также включает большое количество материала, усвоение которого способствует овладению ориентировкой в пространстве, формированию двигательных умений и навыков. Так, раздел «Общеразвивающие упражнения», включенный в программу с 1 по 4 класс, предусматривает освоение положений и движений головой, руками, пальцами кистей, туловищем в различных сочетаниях. При этом прямо решается одна из задач обучения ориентировке, заключающаяся в расширении координационных возможностей и, таким образом, лучшем владением своим телом. При этом непосредственно в практическом выполнении движений закрепляются такие пространственные представления, как выше-ниже, вперед-назад, внутрь-наружу, кверху-книзу, вправо-влево и др. Закреплению многих этих понятий способствуют занятия по таким разделам программы, как «Построения и перестроения», «Метание», «Акробатические упражнения», «Игры».

Программы по ознакомлению с окружающим миром, природоведению, трудовому обучению целиком связаны с формированием или совершенствованием представлений о внешнем мире, признаках окружающих предметов, знанием своего тела, что является неотъемлемой частью пространственной ориентировки. При прохождении каждой из тем программы важно иметь в виду использование знаний в ориентировке и практическое их осуществление.

Таким образом, данная программа составлена с учетом формирования пространственных представлений, обогащения знаний о предметном мире, что прямо или косвенно связано с пространственной ориентировкой в новом незнакомом пространстве и мобильностью. Поэтому усвоение программного материала по всем предметам школьного обучения является важной основой формирования пространственных представлений, а также развития и совершенствования ориентировки в пространстве.

Список литературы:

1.     Белякова. О.Г., Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре. - Москва : МГППУ, 2006.

2.     Дыбина О.В., Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.     Литвак А.Г. Тифлопсихология. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1985.

4.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV вида/ - М.: «ГороД», 1999.

5.     Солнцева Л.И., Семенов Л.А., Психолого-Педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности.: Учебно-методическое пособие: МОСКВА, 1989.

Joomla SEF URLs by Artio