Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Хорева Виктория Викторовна,
Государственное дошкольное образовательное
учреждениедетский сад №93 компенсирующего вида
Калининского района г.Санкт-Петербурга,
учитель-логопед высшей категории


     Материал объясняет формирование коммуникативных навыков у детей раннего возрастадетей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата), а также прилагает варианты игровых приемов для их развития.


Потребность в общении не является врожденной, а формируется  прижизненно. Известные исследователи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина рассматривали процесс общения как процесс передачи и приема невербальной и вербальной информации; как основное условие развития ребенка, формирования его личности. Через процесс общения у ребенка появляется возможность выразить себя и понять других. У детей с ДЦП собственные средства общения появляются позже, чем в норме. Они имеют недостаточную двигательную активность, меняющийся мышечный тонус, интерес к окружающему снижен, им свойственна инертность, поэтому потребность общения у ребенка недостаточная.
Ребенок развивается в процессе общения со взрослым, в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество. Роль взрослого в общении с детьми меняется: от ситуативно-личностного (попадание в поле зрения ребенка, поглаживания, привлечение внимания ребенка к игрушкам) до ситуативно-делового и познавательного (сотрудничество), затем и игрового взаимодействия.

Взаимодействие организовывается поэтапно, постепенно:
- Установление эмоционального контакта, побуждение к визуальному и речевому контакту, желание действовать;
- Умение обращать внимание и реагировать на мимику, интонацию, жесты взрослого;
- Подражание движениям взрослого;
- Побуждение  к речи в ситуациях общения;
- Привлечение к выполнению совместных действия и побуждение к выполнению самостоятельных действий;
- Организация цепочки действий.

Варианты игровых приемов:

Игра «Где наша Катя
Ход игры: куклу прячут за ширму и попеременно то показывают, то убирают. Ребенок следит взглядом за исчезновением куклы или за ее появлением. Он очень радуется, когда находит  Катю. Аналогично используются разнообразные игрушки.

Игра «Возьми шарик»
Ход игры: Надувается воздушный шарик, завязывается и передается ребенку: «На, возьми». Когда ребенок подержит его, просят «Дай мне». Показывают шар: «Летает». «Как летает?» «Какой красивый».

Игра «Покатай мишку (зайку, куклу)
Ход игры: Говорят, что мишки хотят покататься на машинах. Берут одну машинку за веревочку и везут. Затем сажают в нее мишку и катают. Просят покатать другого мишку: «Катай (делай), как я». Ребенок подражает действиям.

Игры с ручками и пальчиками:
«Ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик,  где ты был?»

Подвижные игры:
«Где же наши ручки
«Шумит лет», «Кисонька», «Гуси»

Игры, вызывающие речевую активность:

Игра «Кошечка»
Ход игры: возьмите игрушку, ведите с ней диалог, подключая ребенка.
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу!
-Кошка, хочешь молока?
- Мяу!
- А позвать сюда щенка?
- Ф-ф-ф!

Игра «ПО кочкам»
Ход игры: прочтите стишок, выполните действия руками ребенка по содержанию, предложите выполнить самостоятельно, договаривать звукоподражания:
-по кочкам, по качкамоп, оп
На бугорочек –скок, скок!
В ямку – бух!

Вариативность игры очень многообразная. Дети с удовольствием включаются в игру «приборматывая» и «договаривая» слова в рифмовках, в потешках, в стихотворениях, в сказках.
Вопрос формирования коммуникативных навыков является актуальным, т.к. формирование общения является центральным в процессе социальной адаптации детей в окружающем мире.

Joomla SEF URLs by Artio