Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ

Рощина Светлана Геннадьевна,

учитель английского языка, ГБОУ № 561

 

Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций:

общекультурную,

социально - трудовую,

коммуникативную,

личностного самоопределения.

Общекультурная компетенция- это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Представление об указанных способах действия формируется в рамках компетентностного подхода. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития, формирование данной компетенции является наиболее важной составляющей в процессе работы учителя.

Опыт познавательно-информационной деятельности формируется в условиях высокой степени самостоятельности учащихся в процессе обучения. Но детям с ОВЗ требуется постоянная помощь учителя, поэтому о высокой степени самостоятельности говорить не приходится.

Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).

Способы деятельности можно выделить следующие:

· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли:

· умение решать проблемы на рынке труда.

Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах. Учитывая, что большинство детей с ЗПР продолжат свое обучение в средне-профессиональных учреждениях, то формирование данной компетенции очень важно для учащихся.

Коммуникативная компетенция- в деятельностном подходе коммуникация рассматривается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ним.

Коммуникация -составная часть процесса общения, который представляет собой взаимодействие двух или более человек, включающее обмен информацией (т.е. коммуникацию) и взаимное восприятие, понимание обучающихся. Коммуникативная компетенция сопрягается с информационной, охватывая получение, использование, передачу информации в процессе взаимодействия.

Основной акцент необходимо сделать на способах деятельности, к которым можно отнести:

1.способы обмена информацией

монологические умения- воспринимать монологическую речь, определять главное, составлять монологическое высказывание, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относится;

диалогические умения- начинать коммуникацию, воспринимать информацию в ходе взаимодействия,задавать вопросы, анализировать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию, уточнять детали, высказывать свое мнение;

2.способы организации совместной деятельности -

постановка цели, выбор способов действия и т.д., дополняющиеся умениями распределять обязанности, уметь руководить и подчиняться, участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.

Опыт такой деятельности приобретается в ситуациях восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дискуссиях, совместном решении различных проблем: практических, философских, этических, эстетических и т.д.

Способы деятельности:

1) умения самопознания (самонаблюдение,рефлексия, самооценка);

2) умения делать соответствующий выбор (выявлять возможные альтернативы, анализировать положительные и отрицательные стороны каждой, прогнозировать последствия, как для себя, так и для других,осуществлять выбор и обосновывать его, признавать и исправлять ошибки).

Так как ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения выделять проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д.,вытекающие из этапов решения проблемы, должны присутствовать в каждой компетенции. Такие умения называют организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

Коммуникативная компетенция формируется в аспекте предметных компетенций, связанных с обучением монологической и диалогической речи.

В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как данные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное.

Формированию ключевых компетенций способствуют различные методы и подходы.

Например, как может быть построен урок английского в условиях интеграции предметно - ориентировочного и компетентностного подходов. Так при изучении темы « » в курсе 7 класса в ходе актуализации устанавливаются те знания, которые у учеников уже есть из курса 5-6 класса не только английского языка, но и истории и культуры Санкт-Петербурга: обычно дети уже знают многое из истории Лондона и Санкт-Петербурга. Следующий момент в блоке актуализации - выяснение ожиданий учащихся, определение познавательных и практических проблем, которые они хотели бы решить. Это могут быть проблемы, связанные с поиском общих архитектурных черт двух городов, общих архитектурных стилей. Результаты исследовательской работы могут актуализироваться в индивидуальных и групповых проектах.

Компетенция личностного самоопределения очень важная составляющая работы с учениками. При работе над формированием данной компетенции мы должны сформировать в учащихся следующие умения и навыки:

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Обладая данными компетентностями, учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Литература:

1. Баранников А.В.Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ ВШЭ - 2002

2. Хуторской А.В .Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5

4. Хуторской А.В. Как решать любые задачи? Можно ли на школьных задачах научиться решать жизненные задачи ? [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 20.10.2008 г. – http://khutorskoy.ru/be/2008/1020/index.htm

Хуторской А.В. Компетенции в образовании: человекосообразный аспект. Выступление на методологическом семинаре в Российской академии образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.11.2007 г. –http://khutorskoy.ru/discus/audio/index.htm

Joomla SEF URLs by Artio