Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Экологическое воспитание школьников
с умеренной умственной осталостью

Шахова Галина Николаевна,
учитель первой квалификационной категории
школы №502 Санкт-Петербурга

 

В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Формирование у подрастающего поколения стремления активно и эффективно участвовать в природоохранной деятельности является одной из важных задач современного воспитания.

Не отстаем от современной школы  и мы. Экологическое воспитание у детей с умеренной умственной отсталостью – особая задача. Тем не менее, работа по экологическому воспитанию ведется и с нашими ребятами, только материал дается в игровой форме, доступной пониманию нашими учениками. У детей с умеренной степенью умственной отсталости по-прежнему игра остается основной деятельностью. В этой деятельности объективно сочетаются  два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. Обучающиеся уточняют, закрепляют, наблюдают, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время. Экскурсии, экологические игры, конкурсы, викторины, исследовательская работа - именно эти виды деятельности воспитывают экологическую культуру обучающихся.

В своей работе с детьми педагоги нашей школы на уроках развития речи и окружающего мира, развивающих экскурсий используют различные методы и приемы работы по воспитанию экологической культуры наших «особых» детей. Это - и циклы наблюдений за растениями в классах  и на территории школы, и ведение  календарей природы, и целевые прогулки, экскурсии на уроках, и игровые ситуации с использованием литературных произведений, эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры.

Экологический подход к организации детского труда осуществляется на уроках ручного труда. Осенью дети привлекаются к сбору семян, плодов деревьев, листьев для изготовления поделок из природного материала. Заготавливают бросовый материал – дают вторую жизнь использованным бытовым отходам: фантикам, пластиковым бутылкам, дискам CD, ватным дискам и палочкам и т.д. Зимой делают снежные поделки, кормят птиц на школьном дворе, используя при этом кормушки, сделанные совместно с учителями и родителями. Ежегодно дети участвуют в уходе за комнатными растениями – малыши помогают поливать растения, дети постарше  участвуют в пересадке растений.

Во внеурочной деятельности ребята соревнуются в уборке мусора под руководством своих воспитателей и вожатых, участвуют в тематических мероприятиях, выставках, беседуют на классных часах с учителями, посещают библиотеку, где знакомятся с произведениями детских писателей о природе, растительном и животном мире, занимаются в кружке под названием «Бумажная мозаика».

В этом учебном году нами был освоен еще один вид деятельности – экспериментальное исследование. Исследовательская работа дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействиях с другими объектами и со средой обитания. Объектом нашего исследования была вода. Мы провели игру по станциям, которая называлась «С голубого ручейка начинается…». Станции назывались: «Спортивная» - где ребят встречал Водонос и ученикам было предложено перенести воду из одной емкости в другую, не расплескав по пути; «Музыкальная», где ребят встречала королева Музыки и пела с ними песни, в которых упоминается о воде; «Загадкино» - там учащимся предлагались загадки, в отгадках которых обязательно присутствовала вода; на станции «Мастерская»  наших детей встречала Золотая рыбка, и они делали рыбок и запускали их в аквариум, а на станции «Лаборатория воды» учащихся встречал Профессор и изучал  с ребятами свойства воды – красили воду, растворяли в ней различные вещества, переносили и т.д. Детям было очень интересно.

 

Мы считаем, что двигаемся в правильном направлении, учащимся материал дается в доступной для их восприятия форме, ребятам интересно, и они с удовольствием включаются в работу, получают  полезную для себя информацию.

Joomla SEF URLs by Artio