Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

   Я работаю учителем – логопедом в массовом ДОУ 8 лет. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как  именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Понятие «звуковая культура речи» включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и др.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).    Даже незначительные речевые недостатки могут ограничивать общение дошкольника со сверстниками и взрослыми, создавать трудности в обучении чтению и письму, отрицательно повлиять на формирование его психики.

Я осуществляю коррекционно-педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Из детей, нуждающихся в помощи логопеда, формируются подгруппы, в зависимости от особенностей нарушений, и проводятся индивидуальные или подгрупповые занятия.   

С целью повышения эффективности коррекционной работы я привлекаю воспитателей, музыкального руководителя, родителей тесно сотрудничать.

Провожу досуги по звуковой культуре речи, которые позволяют объединить усилия воспитателей и специалистов по развитию речи и обучению грамоте.

Такая нетрадиционная форма совместной деятельности с детьми вызывает у них живой интерес, помогает психологически подготовить к дальнейшим выступлениям на праздниках, а у меня появляется возможность решать задачи развития речи у детей, автоматизировать поставленные звуки в интересной и непринуждённой для детей обстановке.

Практика показала, насколько эффективными являются различные варианты организации совместной деятельности с детьми с использованием логопедических игр, воображаемых путешествий, игр-драматизаций, элементов логопедической ритмики.

Досуги позволяют оценить уровень сформированных навыков, степень усвоения материала по звуковой культуре речи как у детей, занимающихся с логопедом, так и у других детей посещающих группу. Дети на досугах проявляют больше активности, получают много новых положительных эмоций. Такая форма работы позволяет выявить детей неуверенно выполняющих задания фронтально, наметить индивидуальную работу по устранению недостатков.

Таким образом, различные досуговые мероприятия значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Например, досуг по звуковой культуре речи «Весёлый зоопарк».

Интеграция образовательных областей:коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.

Программное содержание:

Закреплять словарь по теме «Дикие животные», за счёт названий животных.

Упражнять в умении делить слова на слоги, развивать навык чтения.

Развивать фонематический слух: тренироваться в выделении звуков в слове, упражняться в повторении сходных по звучанию слогов и слов, умении соотносить слово с его звуковой схемой, дифференцировать звуки «Л», «ЛЬ», «Р», «РЬ», тренировать в словоизменении по образцу.

Упражнять в выборе нужных печатных букв.

Развивать внимание, память.

Работать над просодическими компонентами речи в играх и стихах.

Место проведения: музыкальный зал.

Досуг может проводиться как самостоятельно, так и как часть проекта «В мире животных»

Оборудование: игрушка-воробей, картинки животных, звуковые схемы слов, карточки с названиями животных, игрушка-лев, картинки к игре «Обед в зоопарке», кроссворд, костюмы или маски: тигр, жираф, пингвин, зебра, призы для детей, творческие работы детей по теме досуга для украшения зала.

Предварительная работа:

-Тренироваться в делении слов на слоги;

-Инсценировки «Где обедал воробей?», «Обед в зоопарке»;

-Работа со звуковыми схемами слов;

-Тренироваться в словоизменении по образцу;

-Занятия по лексическим темам: животные леса, обитатели моря, животные Арктики и Антарктики, животные жарких стран;

-Детское художественное творчество детей по теме досуга.

Ход досуга:

1. Мы сегодня с вами отправимся в зоопарк, где живёт много интересных животных. Он будет необычный, звуковой.

2. Смотрите, к нам в гости залетел воробей. (Дети сидят на ковре). Мы расскажем стихотворение Самуила Маршака «Где обедал, воробей?». Вы будете передавать воробья, рассказывая про одно животное, затем передаёте воробья следующему, а сами выбираете картинку с этим животным и находите звуковую схему этого слова.

Давайте проверим, что у нас получилось.

3. Посмотрите, в клетке красивые попугаи . Идите и проговаривайте за мной:рул, рул, рул, рул, лор, лор, лор, лор, лор, риль, риль, риль, лерь, лерь, лерь, лерь, лерь, лерь. (Дети садятся на стульчики)

4.Когда у животных рождаются детёныши, они учатся всему у своих мам. Поиграем в игру «измени слово». Я скажу: брали, а вы ответите: брал. Ныряли-нырял, играли-играл, прыгали-прыгал, смотрели-смотрел, уронили-уронил, просили-просил, выручали-выручал, закрыли-закрыл, грели-грел, решали-решал, разглядывали-разглядывал, открыли-открыл, гуляли-гулял, видели-видел, висели-висел, повторяли-повторял. (Каждый ребёнок изменяет одно слово)

5. В наш звуковой зоопарк привезли новых зверей. Разместим зверей по вольерам. Я раздам карточки, где написаны названия животных. Вы будете читать слова и раскладывать карточки. В первый вольер поместим животных, названия которых состоят из одного слога, во второй вольер – из двух слогов, в третий – названия которых состоят из трёх слогов.

На карточках написаны слова: морж, зебра, зубр, кенгуру, тигр, выдра, норка, барс, жираф, кобра, рысь, пантера, барсук, крокодил, леопард, гепард, носорог.

6.Мы подошли к пруду, где плавает много птиц. Говори не торопись, да смотри не ошибись!

  Уточка – вострохвосточка

  Ныряла да выныривала,

  Выныривала да ныряла.

(Дети по одному повторяют за логопедом)

7.Раньше, чтобы новые животные появились в зоопарке, на них сначала охотились, но не убивали, а привозили в зоопарк. Давайте, отправимся на охоту на льва.

Логоритмический этюд  «Мы охотились на льва»
Мы охотились на льва – 2 р. – шлепки по коленям
Не боимся мы его         - 2 р. – качают ручками перед собой
У нас огромное ружьё – 2 р.- размах руками
И точёный меч, ух!      - 2 р.- моталочка и пальцем за плечо
Ой, кто это?                      - мелкие шлепки по одному колену
Ой, что это?                     - мелкие шлепки по другому колену 
Это река!                                - полоскание кистей
Над ней не пролетишь!         - махи руками
Под ней не проползёшь!       - как бы ныряют
Её не обойдёшь.                     - круг руками
А мы напрямик – буль-буль - вразмашку плывут
Мы охотились на льва.
Не боимся мы его!
У нас огромное ружьё
И точёный меч, ух!
Ой, кто это?
Ой, что это?
Это – лес!                                - переплетение рук
Над ним не пролетишь,
Под ним не проползёшь, 
Его не обойдёшь.
А мы напрямик, шух,шух      - разгребаем деревья
Ой, кто это?
Ой,что это?
Это болото.                               - плям, плям - ртом
Над ним не пролетишь,
Под ним не проползёшь, 
Его не обойдёшь.
А мы напрямик, плюх,плюх     - ладушки
Ой, кто это?
Ой, что это?
Это – гора.                                   - руки вытянуты вверх
Над ней не пролетишь,
Под ней нерпоползёшь,
Её не обойдёшь.
А мы напрямик – ух, ух             - карабкаемся
Ой, что это?
Ой, кто это?
Это – лев!                                   - гримаса льва
А мы через гору – ух ,ух!
А мы через болото – плюх, плюх!
А мы через лес – шух, шух!
А мы через реку – буль, буль!

Ух!        - глубокий выдох, руки расслабены и опущены вниз

8.Говори не торопись, да смотри не ошибись! Повтори 3 слова: отбирал-разбирал-подбирал, раскрывал-укрывал- открывал, выбрасывал-разбрасывал-подбрасывал, разливал-переливал-подливал, примерял-отмерял-вымерял, закрасил-подкрасил-перекрасил. (Дети повторяют по одному)

9. Обед в зоопарке: кто что ест? Дети рассказывают стихотворение. Послушайте и постарайтесь запомнить, про каких животных говориться, что они едят.

Зоопарк обеда ждёт,
У зверей слюна течет. Будут есть:
Медведь – малину,
Обезьяна – апельсины,
Слон- бамбук, грибочки - ёж,
Тазик водорослей – морж,
Будет есть павлин – червей
(Только просьба пожирней),
Рыбку свежую – дельфин,
А морских рачков – пингвин.

Запомнили? Называйте (Детям раздаются карточки с животными и предметами, они выстраиваются друг напротив друга). Если вы услышите слово, обозначающее то, что у вас на картинке, поднимите её вверх.

Час обеда наступил,
Каждый блюдо получил:
Слон - бамбук,
Медведь – малину,
Обезьяна – апельсины,
Белые грибочки –ёж,
Тазик водорослей – морж,
Получил павлин –червей,
(Как и думал - пожирней),
Рыбку свежую – дельфин,
А морских рачков – пингвин.

Только кончили жевать -
Сразу хочется поспать.

Животные проснулись и пошли играть. Когда музыка закончиться нужно встать парами: кто что ест? (Дети под музыку двигаются по залу)

10. Что ел медведь и слон? Малину ел медведь, а слон - бамбук. Из каких букв состоят эти слова? Ненужные буквы зачеркните, чтобы получились эти слова. (Дети делятся на команды и выполняют задания на листах мольберта)

11. Говори не торопись, смотри не ошибись!

По клетке горилла уныло бродила.

К клетке прибежал Ролан.

И горилле дал банан.

12. К нам в гости пришли ещё животные, они помогут нам разгадать кроссворд.

Дети в костюмах животных читают стихи, остальные заполняют кроссворд.
 Рвать цветы легко и просто
 Детям маленького роста,
 Но тому, кто так высок,
 Нелегко сорвать цветок!            Жираф
 Эй, не стойте слишком близко -
 Я тигренок, а не киска!                Тигр
 Полосатые лошадки,
 Африканские лошадки,
 Хорошо играть вам в прятки
 На лугу среди травы!          
 Разлинованы лошадки,
 Словно школьные тетрадки,
 Разрисованы лошадки
 От копыт до головы.               Зебра  
 Правда, дети, я хорош?
 На большой мешок похож.
 На морях в былые годы
 Обгонял я пароходы.
 А теперь я здесь в саду
 Тихо плаваю в пруду.                Пингвин

 

 

п

и

н

г

в

и

н

ж

и

р

а

ф

 

 

 

 

 

т

и

г

р

 

 

 

 

 

 

з

е

б

р

а

 

 

 

Дети читают получившееся по вертикали слово ПРИЗ.

13.Подведение итогов, раздача призов.

Joomla SEF URLs by Artio