Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Учебно-методическое пособие

Дидактические игры на уроках русского языка
вспомогательной школы

Воронова Галина Николаевна

В младших классах вспомогательной школы одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность  первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в период от 2 до 5 лет, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка во вспомогательной школе. Эти трудности проявляются на первоначальном этапе обучения.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на  уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

В практике работы вспомогательной школы дидактическая игра заняла достаточно прочное место на уроках русского языка.

 

Игры к урокам.

Узнай, кто какие звуки издаёт.

Цель. Развитие слухового восприятии.

Оборудование. Набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.

Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображённый на ней предмет. На вопрос учителя, звенит пила, жужжит жук и т.д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными

Угадай звук.

Цель. Отработка чёткости артикуляции.

Ход игры.  Учитель или ведущий ученик произносит звук про себя, чётко артикулируя. Учащиеся по движению губ ведущего угадывает звук и произносит его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Цепочка.

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из учеников(или учитель0 называет слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача ряд: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех тянул цепочку.

Лото»Заглавная буква»

Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.

Оборудование. У каждого ученика картинки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми  строчными буквами у ведущего.

Ход игры. Ведущий берёт свою карточку, показывает её, учащиеся называют букву П(произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают её пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.

Отгадай кого я называю?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать Се -рё - жа,  Ма – ри - на,  То – мА - ра  и т.д.

Словарь- наш друг.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Школьный орфографический словарь, карточки с буквами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстро, правильно, красиво выполнил задание и сумел объяснить значение выписанных слов. Первые пять учеников получают отличную оценку.

Укрась ёлку.

Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.

Оборудование. Две синтетические объёмные или картонные плоские ёлки; ёлочные игрушки(два комплекта), сделанные ребятами на уроках труда из бумаги, картона, ниток, пластилина, природного материала: гусь, конь, рысь, олень, карась, медведь, морковь, фасоль, будильник, сосулька, апельсин, мальчик, кровать.

Ход игры. Ученики по порядку, от каждой из двух команд выходят, берут со стола игрушку, называют её и объясняют, после какой согласной пишется мягкий знак в данном слове. Если объяснение верное, ученик вешает игрушку на ёлку. Выигрывает команда, первой украсившей ёлку.

Угадай последнее слово и запиши.

Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Ход игры. Учитель читает стихотворение   без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту …(дверь)

 

Тебе кукла, а мне –мячик.

Ты девочка, а я…(мальчик)

 

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл…(карась)

В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий..(лось)

 

Я по чтению опять получил оценку…(пять)

 

Зимние каникулы!

Весёлые деньки!

Нужны ребятам санки,

И лыжи и…(коньки)

 

Сквозь грохот пушек и огонь

Бойца проносит верный …(конь)

 

На столе у тёти Анны

В вазе красные…(тюльпаны)

 

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок, закрепление правописания слов с мягким знаком.

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой- провожает.

(Дверь)

Ходит к речке смело

Весь в наряде белом.

У него на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

Ежедневно

В семь утра

Он трещит:

- Вставать пора!

(Будильник)

Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках целый год.

(Ель)

Отрицай

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями ча-ща.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словами нет, например: плащ- нет плаща.

Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: плащ, грач,  врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.

Не подводи товарища.

Цель. Активизация словаря; развитие умения выделять слова, близкие по значению.

Оборудование. Карточки со словами-синонимами.

Ход игры. Учитель раздаёт карточки каждому ученику. Первый из играющтих подходит к доске, прочитывает своё слово и спрашивает, у кого его пара. Если пара найдена, другое слово прочитывается и обе карточки выставляются на желобок доски. Первый ученик садится на место, а второй вызывает любого из товарищей по классу, который зачитывает своё слово и тоже спрашивает пару. Если пара не объявляется, карточка остаётся у него, а игру продолжает другой учащийся класса. Выигравшими считаются все, нашёл себе пару.

В конце игры разбираются слова, оставшиеся у детей.

Примерный материал. Слова: стужа, мороз; педагог, учитель; смелость, отвага; беседа, разговор; несчастье, горе; страх, боязнь; метель, пурга; труд, работа; товарищ, друг; радость, веселье; жара, зной; грусть, печаль.

Joomla SEF URLs by Artio