Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка игры по станциям

Будь здоров

Кунинская Марина Олеговна,
Кустова Юлия Александровна,
учителя-логопеды ГБОУ №561

Игра разработана и реализована сотрудниками службы сопровождения для школьников 1-х классов, обучающихся по программе VII вида, и создает благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также частичной их социализации.

ЗПР отмечается у детей с минимальными органическими повреждениями, функциональной недостаточностью нервной системы, особенностями психологического,  интеллектуальногои речевого развития, что говорит о низком уровне здоровья первоклассников, а также снижении способности к социальной адаптации [2].

Затруднено усвоение школьниками конкретного социального опыта, установление ими социальных связей; недостаточно адекватно восприятие окружающей действительности, ограничено речевое общение с другими людьми; снижена способность самостоятельных активных действий в конкретной социальной ситуации [3].

Цель: создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, расширение социального опыта.

Задачи:

Обучающие:

· Способствовать формированию культуры здорового образа жизни;

· Способствовать обучению динамичного позитивного взаимодействия в малых одновозрастных и разновозрастных группах;

· Способствовать формированию умения принимать единое согласованное решение малой группой.

Развивающие:

· Способствовать развитию здоровых взаимоотношений с обществом и самим собой;

· Способствовать развитию произвольного внимания, концентрации, устойчивости и распределения;

· Способствовать развитию логического мышления (мыслительных операций сравнения: умение сопоставлять и находить соответствия, анализировать, устанавливать логические связи);

· Способствовать развитию умений работать по образцу, правильно выполнять инструкции;

· Способствовать развитию волевых качеств, самоконтроля поведения;

· Способствовать развитию мелкой моторики;

· Способствовать развитию коммуникативных качеств;

· Развитие словарного запаса, его расширение и актуализация.

Воспитательные:

· Способствовать развитию познавательногоинтереса;

· Способствовать формированию сознательной потребности в здоровом образе жизни;

· Способствовать укреплению командного духа и физических возможностей учащихся;

· Способствовать воспитанию стойкого интереса к речевому общению;

· Способствовать воспитанию уважения к мнению одноклассников.

Оборудование: перечень заданий познавательных, наглядных, психологических, спортивных, речевых для игры по станциям, маршрутные листы для каждого класса, лист подведения итогов, наградные листы.

Технологии:здоровьесберегающая, игровая, работа в малых группах.

Содержание и структура игры по станциям позволяет за относительно короткое время соединить несколько детских коллективов в совместной деятельности для достижения общей цели [4]. Школьники работают как целым классом, так и в группе по 4-5 человек. Дети прислушиваются к мнению друг друга, вместе выполняют задания, учитывая короткий временной интервал, и подчиняются общему решению.

Описание игры: «Будь здоров»

Общий сбор. Организационный момент – 10 минут (ведущий)

Вступление:

На сцену выходит ведущий и обращается к первоклассникам:

«Здравствуйте ребята, что нужно делать чтобы быть здоровым?»

Дети: «Зарядку, спортом заниматься…»

Ведущий: «Сейчас про здоровье вам расскажут куклы, небольшой кукольный спектакль, «Утро весёлых человечков!»

(На сцене стоит кукольная ширма, украшенная спортивным инвентарем)

Кукловоды показывают на ширме спящих кукол, укрытых простынками (носовой платок).

Изображая звонок будильника, все дети хором произносят: ДЗЗЗННН (или:ТРРРР), куклы вскакивают, потягиваются:

Петрушка. Не будешь ты здоров и ловок (все куклы одно временно отрицательно машут головами) без физкультурных тренировок. (Все куклы ритмично разводят и соединяют руки – делают зарядку.)

Мальчик. Эй, ребятки, на зарядку! (Машет правой рукой, всех зовет.Все куклы поворачиваются корпусом к ней, потом становятся прямо и смирно.)

Балда. Раз-два, раз-два (все соединяют и разъединяют руки в такт счету) – вышел кувырок! Ура! (Все кувыркаются и возвращаются в исходное положение.)

Петрушка. Раз-два-три (все куклы соединяют и разъединяют руки в такт счету) – начинаем мы прыжки.

Мальчик. Раз-два-три-четыре (все соединяют, разъединяют руки в такт счету) – руки в стороны, пошире. (Продолжают упражнение соответственно словам, на слове «пошире» широко разводят руки.)

Балда. Раз-два-три-четыре-пять (все берут простынки) – марш постельки убирать. (Встряхивают несколько раз простынки и кладут их на место.)

Петрушка.Моем руки. (Соответственное действие всех кукол.)Моем нос, чтобы грязью не зарос. (Все отрицательно машут головами.)

Мальчик.Моем шею. (Все показывают.)Моем уши. (Все показывают.) Вытираемся посуше. (Все берут полотенца, вытирают лица; носовые платки, изображавшие полотенца и простынки, опускаются за ширму и остаются там на английских булавках до конца спектакля.)

Балда. Кто причесан (все проводят рукой по голове) и умыт (все показывают) получит (все берут ложки, которые как бы вырастают на грядке ширмы – каждый кукловод свободной рукой достает ложку из своего кармана и подает своей кукле) завтрак и (ложкой черпают кашу) а – м, а – м – будет сыт! (Ложки тем же путем опускаются).

Петрушка. На зарядке кувыркайся. (Все выпрямляются, складывают руки.) В классе делом занимайся!

Все(хором). Раз-два-три (два хлопка), четыре-пять (два хлопка), шесть-семь (два хлопка) – заниматься надо всем. (Опять складывают руки.)

Мальчик. На уроке чтения (поворачивается к Балде) прочти стихотворение.

Балда. Аист с нами прожил лето (все двумя хлопками обозначают паузу), а зимой гостил он где-то.

Петрушка. Но тут кончается урок, веселый слышится звонок. (Над ширмой появляются свободные руки детей со звенящими колокольчиками; под музыку «Ни мороз мне не страшен...» куклы танцуют, и руки детей с колокольчиками идут вдоль ширмы.)[1]

Конец.

Ведущий зачитывает стихотворение А. Гришина «Здоровье»

Купить можно много:

Игрушку, компьютер,

Смешного бульдога,

Стремительный скутер,

Коралловый остров

(Хоть это и сложно),

Но только здоровье

Купить невозможно.

 

Оно нам по жизни

Всегда пригодится.

Заботливо надо

К нему относиться.

 

Ведущий обращается к первоклассникам:

«Сейчас мы узнаем, что вы знаете о здоровье. Капитан 1а класса!»

(Раздача маршрутных листов всем капитанам первых классов.Выполнение детьми игровых заданий на станциях соответственно маршрутным листам).

Станции: библиотечная, логопедическая, спортивная, психологическая.

«В стране Мойдодыра» - станция библиотечная (командная викторина) – 10 минут.

Вспомните, чего люди обычно желают друг другу в дни рождения и на праздники? Самого главного – ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ.

Если у человека плохое здоровье, жизнь его очень трудна. Он страдает физически, не может заниматься многими интересными и полезными делами, доступными здоровым людям. Лечение отнимает время, а его можно было бы употребить на учебу, работу, путешествия, развлечения. Лечение дорого стоит… Здоровье – огромная ценность, и без него счастье представить трудно. Но счастье – это не только здоровье тела. Это еще и здоровье души: ощущение полного благополучия. Счастье – это когда тебе хорошо.

Сегодня мы, друзья, отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну Мойдодыра. Всех, кто любит порядок, чистоту и вежливость, всех любознательных ребят рады видеть в этой стране.

Правильно отгаданная загадка – 1 балл.

1.      Разгрызёшь стальные трубы,

Если часто чистишь ...(Зубы)

2.      Стать сильнее захотели?

Поднимайте все ...(Гантели)

3.      Спала чтоб температура

Вот вам жидкая ...(Микстура)

4.      Сок, таблеток всех полезней,

Он спасёт от всех ...(Болезней)

 

5.      Хоть ранку щиплет он и жжёт

Лечит отлично - рыжий ...(Йод)

6.      Для царапинок Алёнки

Полный есть флакон ...(Зеленки)

7.      Объявили бой бациллам:

Моем руки чисто с ....(Мылом)

8.      В этом светлом магазине

Ты увидишь на витрине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты.

Здесь микстура и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки.

Мази, капли и бальзамы

Для тебя, для папы с мамой.

Для здоровья человека

Открывает дверь - ...(Аптека)

9.      Этот дом многоэтажный

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей.

Лечат взрослых и детей.

Будете лежать в постели,

Коль серьезно заболели.

Не хотим здесь очутиться!

Где, скажите-ка? - ...(В больнице)

10.    В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно? - ...(Витамины)

11.    Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять…. (Градусник)

12.    Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять…(Доктор)

13.    Кто для блага всех людей

Кровью делится своей?...(Донор)

14.    На земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

(Человек)

15.    Горшочек умен,

Семь дырочек в нем.

(Голова)

 

16.    В одной  комнатушке

Соседи живут:

Одни все кусают,

Другие – жуют.

(Зубы)

17.    Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их, детвора.

(Глаза)

18.    Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)

19.    Верный друг у наших глаз,

Не пропустит пыль и грязь.

(Ресницы)

20.    Назовите орган слуха.

Дружно, хором! Это…(Ухо)

21.    А теперь такой вопрос:

Что за мышечный насос

В нашем теле кровь качает,

Никогда не отдыхает?

(Сердце)

22.    Любят труд, не терпят скуки,

Все умеют наши… (Руки).

23.    Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

А зовут их - …(Пальчики)

24.    Чтоб ходить и прыгать мог,

У меня есть пара…(Ног)

25.    На льду танцует фигурист,

Кружится, как осенний лист.

Он исполняет пируэт,

Потом двойной тулуп… Ах, нет!

Не в шубе он, легко одет.

И вот на льду теперь дуэт.

Эх, хорошо катаются!

Зал затаил дыхание.

Вид спорта называется

(Фигурное катание)

26.    Ногами все бьют мяч, пинают,

Как гвоздь в ворота забивают,

Кричат от радости все: «Гол!».

Игру с мячом зовут...(Футбол)

27.    На Олимпе в древнем мире

Греки поднимали гири,

Состязались в беге, силе,

Тяжести переносили.

И дарила им награды

Летняя...(Олимпиада)

28.    Чтобы быть здоровым с детства

И уж взрослым не хворать.

Нужно каждым утром ранним

упражнения прописать.

Нужно встать, присесть, нагнуться,

Вновь нагнуться, подтянуться.

Пробежаться вокруг дома.

Это всем из вас знакомо?

Будет всё у вас в порядке,

Если помнить о ...!(Зарядке)

29.    И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные ...(Коньки)

30.    Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь.

(Каток)

31.    На белом просторе

Две ровные строчки,

А рядом бегут

Запятые да точки.

(Лыжня)

32.    Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой.

(Клюшка)

33.    Не похож я на коня,

Хоть седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звонить умею, знай!

(Велосипед)

34.    На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда!

Но добиться результата

Невозможно без труда.

 

«В гостях у доктора Словечкина» - логопедическая станция (работа в малых группах) – 10 минут.

Задания:

· Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» прочитать с выражением, четко произнося все звуки – 5 баллов

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам -
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде![5]

· Загадки о здоровье. Одна загадка – 1 балл.

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день…(зарядку)

Болеть мне некогда друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…(спорт)

Когда мы едим — они работают.

Когда не едим — они отдыхают.

Не будем их чистить — они заболят…(зубы)

Очень горький — но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг

Потому что это — …(лук)

Горяча и холодна

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня – бегу,

От болезней берегу…(вода)

Позабудь ты про компьютер.

Марш на улицу гулять.

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом…(дышать)

Чтоб «грязнулею» не быть,

Следует со мной, дружить.

Пенное, душистое,

Ручки будут — чистыми.

Если в глазки попаду,

То немножко пощиплю…

Но как только пену смыло,

Перестало щипать…(мыло)

· Придумать слова на заданные звуки. Звуки: [М], [С],[К]. Каждое придуманное слово – 1 балл

· Составь слова и запиши. Правильно составленное слово – 1 балл.

ре  мо; н   со; г  не  с; бызу; воз  дух ; чик мя ; гор  ка  ; н  жи  у  ; к  га  ни ; ло  мы ; фут  бол.

· Раздели слова на слоги. Одно слово – 1 балл.

Лыжи, вода, речка, обед, игры, шайба, выдох, овощи, щётка, дружба, спорт.

 

«В здоровом теле, здоровый дух» - спортивная станция(командная игра) – 10 минут.

Максимальный балл за выполнение всех заданий – 5 баллов.

Задания:

· Использование инвентаря – детям было предложено показать, какой именно инвентарь из представленного они знают, как им пользоваться, и также показать правила техники безопасности. А также свои физические данные.

· Прыжки через резинку – дети демонстрировали свою координацию, путём прыжков через натянутую, двумя помощниками, резинку различными способами.

· Прыжки через скакалку – детям предложено показать свою ловкость. Прыгать через вращающуюся скакалку.

· Тестовая игра – детям, стоявшим в круге, задан тестовый вопрос «правила ЗОЖ». Поочередно перекидывая мяч, друг другу они перечисляли эти правила.

«Соображай –ка!» - стация психологическая (командная игра) – 10 минут

За каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов одного ребенка за все задания – 6 баллов.

Задание 1. «Деревья и ветки».

Детям предлагается рисунок, на котором изображены три дерева: береза, ель и сосна, а рядом – ветки от этих деревьев. Необходимо правильно соотнести ветки с деревьями.

Инструкция: «С какого дерева ветка? Проведи стрелки».

Задание 2. «Лук».

Детям предлагается картинка, на которой изображен посаженный лук разного размера. Необходимо определить, какой лук был посажен раньше всего.

Инструкция: «Подумай, какой лук был посажен раньше других, обведи его кружком.

Задание 3. «Скопируй фигуру».

Детям предлагается нарисованная по точкам фигура. Рядом необходимо нарисовать точно такую же фигуру.

Инструкция: «Скопируй фигуру».

Задание 4. «Флажки»

Детям предлагается рисунок, на котором изображены разной формы флажки, три ряда, в каждом – по три флажка. Один флажок не дорисован. Необходимо догадаться, какого флажка не хватает в пустом квадрате и дорисовать его.

Инструкция: «Рассмотри флажки. Подумай, флажок какой формы надо нарисовать в пустом квадрате. Нарисуй».

Задание 5. «Знаки»

Детям предлагается правильно сравнить числа и рисунки и расставить математические знаки «больше», «меньше», равно» («, = »)

Инструкция: «Расставь знаки  «больше», «меньше», «равно»  («, = »)

Задание 6. «Задачка про собачек».

Детям предлагается рисунок с изображением двух девочек и двух собачек. Зачитывается вслух текст задачи:

«У Маши и Тана по одной собачке: Жучка и Тобик. Какая собака у Тани, если у Маши – Жучка? Подпиши собакам их клички».[6]

Подведение итогов – 15 минут:

Итоговый сбор – 5 минут

Работа жюри – 5 минут. Во время работы жюри – танец сидя

Жюри подсчитывает общее количество полученных баллов каждым классом.

Награждение победителей – 5 минут.

I,II,III места присуждаются по количеству баллов.

В игре создаются условия для социального становления личности школьника и успешного взаимодействия его в обществе, сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования компетентностей через применение полученных знаний и реализацию умений в предлагаемой конкретной практической ситуации. Учащиеся вынуждены действовать самостоятельно во время всей игры.

Школьники обучаются плодотворному взаимодействию в группе, их совместная деятельность подчинена достижению общей цели, в процессе обсуждения учитывается мнение всех, но выбирается одно решение, с которым соглашаются все участники группы.

В игре расширяются знания о здоровом образе жизни, актуализируется социальный опыт учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993, 223 с.

2.  Залесская О.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.: Школьная пресса, 2005, 26 с.

3.  Козырева О.А., Дубешко Н.Б. Лексика, грамматика, связная речь : учебное пособие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. -  М.: Владос, 2009, 119 с.

4.  Салихова Н.В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников. – Самара.: Б.и., 2003, 28 с

5. Чуковский К.М. Мойдодыр: Стихи и сказки. – М.: Эксмо, 2011, 80с.

6.  Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio