Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Интегрированные уроки музыки и ИЗО в школе

 

Грахова Елена Вячеславовна,
учитель музыки ГБОУ лицея № 533

 

Вы скажете, что XX век – это прошлое! И будете правы. Но именно в XXвеке произошел разрыв между образованием и культурой.

Войны, технологические революции уводили человека от духовных ценностей, и целью образования стала модель «человека образованного», которая сводилась к получению знаний, формированию у него умений и навыков, т.е. ЗУНов.

В конце века на смену данной модели приходит другая - модель «человека культуры», и тут у образования появляется другая цель - становление личности учащегося, его самопроектирование и обращение к культуре и науке. В связи с этим была сформирована «триединая» задача:

- создание единого социокультурного «организма»: образование - наука – культура.

            Именно в это время в школьную практику проникают идеи интеграции. Появляются уроки, которые проводят совместно учителя-предметники. Цель таких уроков - 'погружение' в определенную культурную эпоху, 'диалог' с ней, постижение ее духовных ценностей. Происходит соединение науки и искусства, что приводит к творческому развитию, к появлению новых педагогических технологий, особых форм мышления. Сотрудничество учителей, учеников показывает, что такая интеграция необходима учителю как современный язык общения, как метод, который позволяет перенести научные знания в свой предмет.

Три области человеческой культуры –

наука, искусство и жизнь

обретают единство только в личности.

                                     М.М. Бахтин

 

Работая в 1997 г. в Гимназии № 27  г. Кургана, совместно с учителем начальных классов Клыгиной С.Г., мы разработали ряд интегрированных уроков для 3 класса, где объединили ряд предметов:  музыку, литературу, историю. В совместных уроках мы попытались доказать связующую роль урока музыки в этом процессе и предлагали свой вариант методики решения этой проблемы. В курс входили темы, связанные с историей: кантата «Александр Невский», оперы: «Иван Сусанин», «Князь Игорь»; с литературой: «Былины» («Садко»), «Сказки народов мира», «Времена года» и так далее. Анализируя роль искусства в уроке «К.Симонов «Ледовое побоище» и С.Прокофьев кантата «Александр Невский», мы увидели, что  раскрывая перед ребятами мир истории и культуры прошлого, используя разные виды искусства, учащиеся наиболее полно получили возможность "вглядеться" в историю. На уроке нами были использованы: литературное слово, исторические события, видеоряд изображения сражения русского войска с немецкими рыцарями (просмотр слайдов, т.к. компьютеров в те времена еще не было), а также, учащимся было предложено прослушать отрывки из кантаты и пропеть основные темы, что взбудоражило их чувства. А какие эмоции испытали учащиеся во время урока? В классе вначале появилось удивление, затем размышление, откровение и восторг. Произошла связь учитель – учитель - ученик. И, если Клыгина С.Г, какучитель начальных классов, вела в классе большую часть предметов,была для ребят роднее, то я, как учитель  музыки, тоже как-то сразу стала  для них ближе и понятнее. Учитель, который прошёл с ребятами творческий путь к познанию, невольно вступает с ними в особые, доверительные отношения, и, как показывает практика - признание. Да и урок музыки стал для ребят наиболее значимый. Хочется отметить, что творческие работы ребят после таких уроков отличаются яркими образами, проникновением в тему, более глубоким осознанием ребят увиденного, услышанного и прожитого на уроке. Я вспоминаю, что такие уроки ребята ждали с нетерпением и когда мы вновь вели их вместе, то с радостью и вдохновением работали вместе с нами. Но хочется напомнить, что при проведении интегрированного урока, как и любого другого необходимо учитывать психологические особенности детей. В данном случае  младшего школьного возраста – это быстрая утомляемость. И здесь, в отличие от других уроков, интегрированные выигрывают. Они снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Но это прошлый век.А что же нам несет XXIвек? В настоящее время  интеграция является определяющей тенденцией познавательного процесса. На сегодняшний день  самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом вносят серьезные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию. В таких условиях о целостном восприятии мира у учащихся не может быть и речи. А компьютеризация? Она  приводит к тому, что дети, нажав на кнопочку, моментально получают обрывочные сведения из интернета, а это не заставляет их напрягаться, размышлять и высказывать свое мнение. Такое несистемное знание портит мышление и искажает у учащегося отношение к миру и самому себе. Возникает еще одна проблема: обучающиеся не умеют использовать на уроках знания по другим предметам. И здесь мы сталкиваемся с тем, что многие учителя игнорируют наши предметы (музыку, ИЗО, Искусство). Часто бывает так, изучая по истории культуру той или иной страны, учитель – предметник просто забывает, что в школе есть учителя музыканты, художники, искусствоведы. Дает задание детям на самостоятельный подбор материала, и что получает? Вновь доклад из интернета и «вялое» его прочтение перед классом, редко презентация. А если бы силами трех педагогов создать интегрированный урок? Да привлечь учащихся?.... Как бы поднялся рейтинг всех трех предметов! Вот по этой причине, я вновь о культуре и искусстве, поняв, что нам есть, что сказать на языке своих предметов, мы с учителем ИЗО Логиновой О.В., решили объединиться и создали ряд совместных интегрированных уроков в 5-7 классах, которые принесли неплохие результаты. Это можно судить по работам учащихся, их заинтересованности и эмоциональному настрою. Именно такие уроки в школе, объединяющие учебные предметы: музыку и ИЗО, способствуют развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика. Они имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи, изобразительное искусство, художественный труд. Такой перевод ребёнка из одного вида деятельности в другой способствует развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость за счёт переключения его внимания с одного вида деятельности на другой. А это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности, где каждый учащийся может проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся.

«Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно представить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей». Е.С.Полат.

Именно на интегрированном уроке создаются такие условия, и учащимся предоставляется такая возможность. Ребята с удовольствием выполняют совместную работу, каждый определяет свою роль, выполняет ее с увлечением и при этом советуется с группой. Видели бы вы ребят, когда они по группам делали лепестки нотного «Цветика-семицветика» на одном из наших уроков! Как эмоционально общались в группах, а потом собирали созданные в цветок лепестки-ноты, с каким энтузиазмом обсуждали каждую работу, а затем все вместе, дружным хором  пропевали цветовой звукоряд. Рефлексия была на высшем уровне! Это ли не счастье?

Наши уроки показали, что музыка в интегрированном уроке призвана быть не только красивой иллюстрацией, но и  эмоциональной доминантой, способной разбудить эмоции и чувства. В некоторых темах музыка выступает как связующая нить, позволяющая на музыкальном языке рисовать образы  или самого композитора, в других – ИЗО, позволяющая при помощи художественного языка услышать и увидеть музыку. Итогом каждого урока была практическая работа, в которой учащимся предстояло решить не простую задачу: преобразовать музыкальные образы в художественные, т.е. представить музыку в цвете, так как основная тема наших уроков: «Звук и цвет», увидеть ее и нарисовать.Большую роль в интегрированных уроках играют и компьютерные технологии. Показ видеорядов, презентаций, как с музыкальным, так и с художественным уклоном, помогают учащимся одновременно увидеть и услышать образную картину, глубже проникнуться в тему урока и выразить свои мысли на бумаге. После чего проанализировать данный результат и получить рефлексию. Выполненные рисунки имеют много общего: ритм, выбор цветовой палитры, колорит, направление движения. Таким образом, можем сделать вывод, что музыкальный образ одинаково отображается и в рисунках.

И все-таки интегрированный урок – вещь неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету, но они без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.

Практическая значимость интегрированных уроков «Звук и цвет»: проделанная нами работа будет полезна для учеников  как на уроках музыки, изобразительного искусства, МХК, так и в повседневной жизни. Поможет школьникам развить воображение фантазию, научиться чувствовать настроение музыки, глубже  понимать красоту и  содержание мира искусства.

 

Список используемой литературы:

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Апраксина О. А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.

Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977.

Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство в школе, №4, 2001.

Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: «Асаdеmia», 2001.

Joomla SEF URLs by Artio