Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Педагогическая позиция современного учителя

Соболева Тамара Николаевна,
учитель математики ГБОУ гимназия №80
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Сферу своего профессионального интереса я вижу в формировании у учащихся положительной мотивации к обучению, в направлении: понимаю→ знаю умею хочу знать и уметь больше.

Если эти переходы осуществляются успешно, то у учащихся не происходит отторжения предмета.

Для достижения успешности этого перехода осуществляется:

- отбор материала,

- выявление классов стандартных задач,

- разработка алгоритмизации их решения,

- формирование умений ориентации в материале,

- формирование умений работы с учебной литературой, в том числе, справочной.

Проблема представляется мне в следующем: развитие познавательных способностей учащихся ограничено

ü объемом и качеством усвоения ранее изученного материала, который необходим учащимся как опорный, отправной пункт в изучении последующих разделов курса,

ü гибкостью этих знаний, т.е. умением применять их в разнообразных ситуациях,

ü уровнем сформированности определенных умений учебно-познавательной деятельности.

Методическим приёмом, способствующим продуктивному обучению, я считаю изложение и закрепление изучаемого материала

небольшими блоками по следующей схеме:

° индуктивный вывод,

° формулировка ,

° пример применения,

° тренажер,

° на каждом уроке проверка теории (опрос, диктант, устный счет),

° актуализация текущих знаний,

° контроль текущих умений (самостоятельная работа),

° анализ результатов с организацией обратной связи.

Вопрос об объеме информации, умений, навыков является важным и должен решаться каждый год для данного класса на каждом уроке.

В своей работе я делаю упор на формирование навыков применения поученных знаний. Так как большинство навыков имеет алгоритмическую структуру, то методика работы сводится к следующему:

а) постановка задач, анализ, сравнение, различение.

б) формирование алгоритма решений данной задачи или класса задач.

в) формирование навыков применения алгоритмов.

г) конструирование объектов с заданными свойствами, контрпримеров.

 

Методика отработки практических навыков

1. Математическое упражнение:

•составление •выполнение •проверка •переход к более крупным аналогам.

2. Противопоставление

3. Решение готовых задач, составление обратных утверждений, аналогичных задач, составление обобщающих задач, установление взаимообратных связей.

Формы контроля и аттестации.

Формы промежуточной и итоговой аттестации, текущего контроля и учета достижений учащихся имеют целью определение уровня усвоения основных понятий и алгоритмов математики, таких как уравнения, формализованное решение текстовых задач, преобразования выражений и т. д., в определении уровня сформированности навыков применения теоретических знаний при решении задач на материале текущего курса.

Достижение этой цели имеет плановый характер, сочетает устные и письменные формы.

Обязательными элементами являются:

а) фронтальный опрос (особое внимание тем, кто ошибся в предыдущей зачетной работе).

б) фронтальный диктант на воспроизведение формул, необходимых для урока.

в) разноуровневые самостоятельные работы:

ü узнавание объекта,

ü воспроизведение определения, формулы, свойства, алгоритма;

ü репродукция в измененных условиях;

ü воспроизведение в новой ситуации;

ü конструирование контрпримеров, обратных утверждений;

г) проверочные работы (подготовка к контрольной работе);

д ) контрольные работы;

е) количественный и качественный анализ проведенных работ;

ж) организация работы по ликвидации «пробелов» (дополнительные

занятия, обучающие карточки, инструкции-директивы).

Результаты фиксируются по модулям (под модулем подразумевается минимальный, логически завершенный объем усвоенного учебного материала).

Пример. Тема. Корни и степени

 

Ф

определение

свойства

практикум

уравнения

неравенства

график

домашние

задания

Контрольные

работы

 

 

Кроме учета освоения текущего материала осуществляется сквозной контроль и учет достижений учащихся в виде срезовых работ (нулевой, контрольный, итоговый). Ведется сопоставление результатов с предыдущими годами для аналогичных классов.

Наряду с проверкой зачетных работ учителем практикуется самопроверка и взаимопроверка.

Таким образом, методика преподавания строится на принципах сотрудничества: учитель ~ ученик, ученик ~ ученик, ученик ~ класс и помощи со стороны учителя «слабым» ученикам в формате «понять-усвоить-научиться», а «сильным» – в формате «углубить и расширить» посредством индивидуальных дополнительных заданий.

 

 

В настоящее время я работаю над методической темой «Индивидуальный подход к учащимся на уроках математики с использованием информационных технологий».

Описание проблемы

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих психосоматические сложности в обучении, связанные со слабой памятью, неустойчивым вниманием, и обучающихся, тем не менее, в режиме массовой школы без сопровождения психологов и медицинских работников. Требования достижения образовательных стандартов по всем школьным предметам становится неразрешимой проблемой для таких учащихся, которые часто становятся заложниками образованности учителей, которые в свою очередь пытаются максимально расширить и углубить теоретические знания и практические навыки учеников, применяя в процессе преподавания наибольшее количество методик и технологий. Относительно таких детей, на мой взгляд, невозможно разработать универсальных технологий, т.к. каждый из них требует особого внимания, и в классе совместно обучаются дети разных типов нервных организаций. Так возникает необходимость индивидуального подхода в обучении, при котором способы, приёмы и темпы обучения согласуются с индивидуальными возможностями ребёнка, с уровнем развития его способностей.

Переход к новой итоговой аттестации учащихся в тестовом формате породил необходимость в смещении акцентов в преподавании. Кроме классической схемы: пойми задание, реши задачу, оформи решение и запиши ответ, появляется другая возможность: не решая задачу сделай оценку предъявленного результата, прикидку. Но эта кажущаяся необязательность аккуратного оформления несёт в себе и психологическую тревогу в достоверности выбранного ответа.

Однако, мониторинг знаний и умений учащихся в формате тестовых заданий, позволяют в краткой форме актуализировать большие объемы материала и теоретически и практически.

Тестовые задания по теории в форматах «истинно ли утверждение?», «вставьте пропущенное слово», дают возможность учителю установить знания учащимися теории по существу и точности формулировок.

Задания практического характера в форматах «выбрать правильный ответ», «предъявить ответ» позволяют учащимся, выполнять работу по существу, не отвлекаясь на оформление, дают возможность (даже в случаях неполного соответствия с ответом) осуществить «прикидку» результата.

Оснащение кабинета компьютером, сканером, принтером, мультимедийным проектором, документ-камерой и интерактивной доской позволяет использовать дидактические, учебные и иллюстративные материалы на электронных носителях.

 

Индивидуальный подход.

 

Индивидуальный подход в обучении основывается не на упрощении содержания образования, а в дифференцировании степени помощи учащимся, в видах, объемах и степени сложности учебной информации.

 

Дифференцирование по

Характеру индивидуальных особенностей учащихся

Способу организации познавательной деятельности (группы,инд.)

Элементам системы, упрощающим процесс

 

 

Дифференцирование с учётом индивидуальных особенностей

 

внешнее

внутреннее

обычный класс

в спецгруппах

факультатив

самодифференцирование

профильный класс

индивидуализация обучения учителем

спецшкола

 

 

 

 

Индивидуальн6ый подход обучения основывается на таких особенностях учащегося, как

1) обучаемость, т.е. интеллектуальные способности,

2) сформированность учебных умений,

3) обученность, которая состоит из программных и внепрограммных знаний, умений и навыков.

Различаются учащиеся, у которых высокая обучаемость сочетается с положительным отношением к обучению. (Высокая степень самоорганизации).

Учащиеся, у которых высокая обучаемость сочетается с формальным отношением к учению и сравнительно низким уровнем самоорганизации.

Учащиеся с относительно невысокой обучаемостью, но стремящиеся использовать рациональные приемы учения.

Учащиеся с низкой обучаемостью, с несформированными учебными умениями, которые испытывают серьезные трудности в освоении знаний.

 

 

Дифференциация содержания обучения.

 

Виды учебной информации

Уровень дифференцирования учащихся с успешностью обучения

Изложение учебного материала по содержанию

базовый

Объём программы

сверхпрограммный

методам изложения

репродуктивный

Частично-поисковый

исследовательский

 

 

Методы дифференциации помощи.

Степени помощи ученикам при выполнении самостоятельной работы:

1 степень - задание, литература

2 степень - задание, литература, план (или инструктаж)

3 степень - задание, литература, план, инструктаж

При решении учащимися математических задач (любого уровня) оказанием им помощи является использование любого из ниже указанных способов или их комбинация:

~ указание типа задачи, правила:

~ дополнение к заданию в виде чертежа, схемы:

~ указание алгоритма решения, объяснение хода выполнения подобного задания:

~ приведение аналогичной задачи, решенной ранее:

~ предложение выполнить вспомогательное задание, постановка наводящих вопросов:

~ указание ответа:

~ расчленение сложной задачи на ряд элементарных:

~ указание ошибки:

~ использование вспомогательных дифференцированных карт различной степени помощи:

Таким образом, несмотря на ФГОСы второго поколения

 

 

Joomla SEF URLs by Artio