Печать
Конспект урока по биологии в 8 классе

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Ермишичева Валентина Валентиновна,
у
читель биологии ГБОУ Центр образования №133
Невского района Санкт-Петербурга
 
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «иммунитет», раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знания о строении и функциях клеток крови, познакомить учащихся с достижениями медицины в области развития иммунитета. Продолжить развитие ассоциативного мышления, логики и умения формулировать мысли, выделять главное, умение работать с текстом; развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, память, воображение.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку (созданная с помощью ресурсов интернет).
Метод обучения: проблемный, частично – поисковый.
Тип урока: раскрывающий тему.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока: Организационный момент. (1минута).
 
1.      Актуализация знаний. (3 минуты).
«… Поминутно мёртвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
 И могилы меж собой,
 Как испуганное стадо,
 Жмутся тесной чередой».
                                                                А.С.Пушкин «Пир во время чумы»
Классу:  О чём идёт речь в данном отрывке?
Постановка проблемы.
Чума известна с глубокой древности. В  6 веке Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 10 млн. человек.
В летописи средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и  можно было увидеть только могильщиков». В 6 веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения -10 млн. человек. Чуму называли чёрной смертью. Почему?
Не менее опасна была оспа.
В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».
В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано 6 эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
Почему же даже самые страшные  болезни и эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?
2.      Новый материал. (30 минут).
В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «минус». В этом случае человек получал  именную грамоту с приставкой «им» (не), а его самого называли «иммунисом» - освобождённым от какой – либо подати или повинности.
Заражение и заболевание – разные процессы. Человек может заразиться, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8 -10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулёзной палочки. Организм активно борется с инфляцией, задерживает её развитие, и человек не заболевает.
Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т.д.)
Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления лёгких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь –он угнетает иммунитет.
Для того, чтобы ответить на вопрос как возникает иммунитет, нам необходимо вспомнить – каково строение и функции клеток крови.
Работа по группам:
Составление синквейна.
1.Существительное
2. 2 прилагательных
 
3.3 глагола
4. Фраза
5.Слово – резюме.
Примерные синквейны:
Эритроциты.
Красные, безъядерные, двояковогнутые.
Транспортируют, переносят, насыщают.
Кислород в крови должен быть!
Гемоглобин.
Лейкоциты.
Белые, бесформенные
Защищают, пожирают, уничтожают
Стражи нашего здоровья!
Фагоцитоз
Тромбоциты
Маленькие, безъядерные
Закрывают, утрамбовывают, сворачивают
Потеря крови – это потеря потерь!
Свёртываемость.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?
Заражение и заболевание – разные процессы. Человек может заразиться, то есть
Быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания.
 
 
Особенно часто люди бывают носителями туберкулёзной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает её развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т.д.)
Развитию  простудных инфекций (грипп, ангина, воспаление лёгких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает иммунитет.
                           **Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них.
                             **Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
                                 **Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
Центральные органы иммунной системы:
**Костный мозг
расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
** Тимус ( вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т- лимфоциты.
** Селезёнка
Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т- лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую « проверку» крови.
**Лимфатические узлы
Располагают по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.
                                 
 
                                      Иммунитет
 
Врожденный                                 Приобретенный
 
Естественный                                 Искуственный
(В результате перенесенного                   (В результате введения в организм
заболевания)                                                 вакцин и сывороток)
 
 
Активный                                         Пассивный
(вводят вакцину – организм                      (вводят лечебную сыворотку)
вырабатывает иммунитет)
 
Особенность иммунной системы – способность её главных клеток – лимфоцитов – распознавать генетически «своё) и (чужое).
Сообщение учащихся на тему: «Вакцинация», «Прививки», «Луи Пастер».
Состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.
Работа в группах:
«Каждая группа должна составить рецепт»
«Как поддержать свой иммунитет».
Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь
•Режим дня.
•Рациональное питание.
•Двигательная активность на свежем воздухе.
•Соблюдение личной гигиены.
•Хорошее настроение.
•Отказ от вредных привычек.
•Своевременные прививки.
 
        Выводы:
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
Существует  две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В –лимфоциты, Т –лимфоциты, макрофаги, которые образуются в  органах иммунной системы.
Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
Закрепление (5минут)
Что Вы знали об Иммунитете?                           Что нового Вы узнали об иммунитете?
 
 
 
Домашнее задание (5 мин.)
1.      Выучить записи в тетради,
подготовить сообщение на тему: «Грипп», «СПИД».
 
 
 
 

 
Joomla SEF URLs by Artio