Печать

Александр Порфирьевич Бородин – многогранная личность

Фофонова Нелля Владимировна,
кандидат биологических наук,
учитель химии ГБОУ лицея №623
им.И.П. Павлова, Выборгского района
Санкт-Петербурга
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время деятельности Бородина, как и его мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.
«Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев. Моя статья будет посвящена  Александру Порфирьевичу Бородину. Можно было бы ему посвятить несколько статей: в одной из них рассказать о Бородине – учёном, в другой – о Бородине – композиторе, в третьей – о Бородине – педагоге, в четвертой – о Бородине общественном деятеле.
Но у нас с вами урока другая задача: дать цельный образ живого Бородина, каким его знали друзья и соратники, показать того Бородина, который одновременно был и композитором, и химиком, и общественным деятелем – членом балакиревского кружка и членом Русского химического общества.
Итак – жизненный и творческий путь А.П.Бородина.
Детство и юность.
Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Его отец, князь Лука Степанович Гедианов, происходил по одной линии от татарских, а по другой — от грузинских князей. Мать, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата.
Лука Степанович Гедианов родился в 1774 году. Судя по сохранившимся портретам и по рассказам самого Александра Порфирьевича Бородина, Гедианов отличался резко выраженными восточными чертами лица. Отец Бородина был военным человеком, жил во многих местах Российского государства, но последние годы он находился безвыездно в Петербурге.
Гедианов не был особенно счастлив в семейной, жизни и он подолгу жил врозь со своей законной женой. Быть может, эта, не особенно удачная семейная жизнь, и была одним из поводов к возникновению его длительной любовной связи с матерью Бородина Авдотьей Константиновной Антоновой. Авдотья Константиновна (родилась в 1809 г.) была «солдатской дочерью» родом из Нарвы.
Гедианов, впервые увидел Авдотью Константиновну на танцевальном вечере, происходившем в «доме служителей придворного ведомства», где была квартира семьи Антоновых. Этот дом (ныне № 7 по Гагаринской улице) находится рядом с домом № 9 по той же улице, принадлежавшем тогда некоей Булиной, где в то время снимал квартиру отец Бородина. К нему вскоре после состоявшегося знакомства переехала А. К. Антонова.
В квартире Л. С. Гедианова, помещавшейся во втором этаже и выходившей окнами на три улицы (Косой пер., Гагаринскую и бывш. Сергиевскую) и родился у Авдотьи Константиновны сын Александр 31 октября ст, стиля 1833 года. Лука Степанович Гедианов распорядился записать своего внебрачного сына — законным сыном своего дворового человека Порфирия Ионовича Бородина. Таким образом, мальчик оказался, как это нередко случалось в те времена, крепостным своего собственного отца.
О первых годах жизни Александра Порфирьевича нам известно мало. Весьма вероятно, что в этой квартире Авдотья Константиновна прожила вместе с маленьким Сашей до 1839 года. Во всяком случае, в раннем детстве Александр Порфирьевич жил вместе со своим отцом, которого он хорошо помнил и иногда в шутку копировал.
Первым творческим опытом была, по-видимому, полька, сочиненная им девяти лет от роду. Историю этой польки и одновременно «первой любви» Бородина рассказывается в следующим образом: «Влюбился Саша в первый раз 9 лет. Предметом его страсти оказалась взрослая особа. Звали ее Елена. Это была Елена высокая и толстая! Маленькому, тщедушному Саше приходилось, танцуя с нею, обнимать ее колени, дальше роста его не хватало. Но как ревновал он ее, когда она танцевала с другими! В честь ее он тогда же сочинил польку»
Под руководством учителей он научился играть на фортепиано и флейте, а самоучкой — на виолончели. Еще в детстве Саша Бородин сочинил концерт для флейты и трио для двух скрипок и виолончели. В эти же детские годы у Бородина появилась страсть к химии, и он с увлечением занимался всевозможными опытами. Постепенно эта страсть взяла верх над другими его склонностями. Подобно многим представителям передовой молодежи 50-х годов, Бородин избрал путь естествоиспытателя.
Научная деятельность.
Параллельно развитию склонности к музыке, обозначилась у Александра Порфирьевича страсть к занятиям химией. Началась она с фабрикации фейерверков и прочих забав, но развилась постепенно в более серьезное дело: к тринадцати-четырнадцати летнему возрасту у Бородина дома имелась целая лаборатория, размещенная по всей квартире; эта лаборатория несколько тревожила его мать, страдавшую от запахов химикалий и опасавшуюся пожара. Любил также Александр Порфирьевич в годы отрочества заниматься изготовлением акварельных красок, которыми он сам и писал. Он много читал, по преимуществу научные сочинения и публицистику, и, поглощенный мыслями о прочитаном, был часто очень рассеян.
Летом 1850 года Александр Порфирьевич выдержал при Первой петербургской гимназии экзамен на аттестат зрелости. Он обнаружил, если не считать не особенно блестящей оценки по «Священной истории Нового Завета», «отличные успехи».
В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. В течение первых двух лет занятий в Академии Бородин еще более увлекся химией, слушая блестящие лекции талантливого «дедушки русской химии» Николая Николаевича Зинина, занимавшего в то время в Академии кафедру химии. На 3-м курсе Бородин начал вести в лаборатории Зинина научную работу.
В Академии Александр Порфирьевич основательно изучил также ботанику, зоологию, анатомию и кристаллографию; ботанизирование же он так полюбил, что занимался им почти каждое лето вплоть до последних лет своей жизни. Во всех этих областях естествознания Бородин нашел руководителя также в лице Н. Н. Зинина, обладавшего весьма разносторонними познаниями.
«Живо помнятся мне также прогулки с ним на даче в каникулярное время,— писал Александр Порфирьевич после смерти своего учителя.— Это были настоящие учебные экскурсии. Опытный и страстный натуралист, Н. Н. умел под каждым листком, камешком, на каждом дереве или травке найти интересный предмет для наблюдения и бесед».
Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другими. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.
Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.
Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил, исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации. Все эти реакции мы подробно изучим в 10 классе.
Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени.
Музыка
Отдаваясь научным занятиям в лабораториях, Бородин не оставлял и музыки: посещал симфонические концерты и оперные спектакли, играл на виолончели и фортепиано, сочинил ряд камерно-инструментальных ансамблей [2].
Вскоре Бородин познакомился с Балакиревым, сразу оценившим его композиторский талант. Эта встреча сыграла решающую роль в художественной жизни Бородина. Бородин вступает в «Могучую кучку», целью которой была взаимная поддержка и борьба за прогрессивные общественные и эстетические идеалы.
Балакирев помог Бородину, выработать на основе традиций Глинки собственный композиторский стиль. Под его руководством Бородин приступил к созданию своей Первой симфонии. Через месяц-полтора после начала занятий с Балакиревым была уже почти целиком написана первая часть. Но научные и педагогические дела отвлекали композитора, и сочинение симфонии растянулось на пять лет. Первое исполнение ее состоялось в начале 1869 года в Петербурге, в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева и имело большой успех.
Успех Первой симфонии вызвал у Бородина подъем творческих сил. Он сразу же приступил к сочинению Второй («Богатырской») симфонии. Сюжетом для оперы стало произведение «Слово о полку Игореве» и в 1869 году он принялся за оперу «Князь Игорь». Работа над оперой медленно подвигалась вперед. Главной причиной этого являлась занятость Бородина научной, педагогической и общественной деятельностью. В результате Бородин мог работать над своими музыкальными произведениями лишь урывками. При жизни он не успел до конца дописать некоторые сцены оперы «Князь Игорь» - это сделали его друзья-композиторы.
Любимые герои Бородина — защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (Вторая симфония). В образах этих героев обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства.
Музыкальные друзья Бородина не раз сетовали на то, что «множество дел по профессуре … вечно мешали ему». В действительности Бородин-ученый не только мешал, но и помогал Бородину-композитору. Цельность мировоззрения, строгая последовательность и глубина мышления, присущие ученому, способствовали стройности и гармоничности его музыки. Научные занятия наполняли его верой в могущество разума и в прогресс человечества, укрепляли в нем уверенность в светлом будущем народа.
Бородин умер 15 февраля 1887 года.
Сразу же после смерти Бородина ближайшие музыкальные друзья Римский-Корсаков и Глазунов решили закончить и подготовить к печати его незавершенные произведения [2]. На основе материалов Бородина они сделали полную партитуру оперы «Князь Игорь», обработав ряд эпизодов и дописав отдельные неоконченные сцены. Они также подготовили к печати неопубликованные до того времени сочинения — Вторую симфонию, второй квартет и некоторые романсы. Глазунов записал по памяти и оркестровал две части Третьей симфонии. Вскоре все эти произведения были изданы, а в 1890 году опера «Князь Игорь» была впервые поставлена Мариинским театром в Петербурге и нашла горячий прием у слушателей, особенно у молодежи.
Многогранная личность - это творчески развитая личность, у которого есть достижения во многих областях знаний [1, 2]. Это зависит от природной одаренности, уровня образованности человека и его энциклопедических познаний. Именно многогранной личностью и был Александр Порфирьевич Бородин. Таких людей не так и много, но они и являются гордостью нации.
Литература:
  1. Сохор А.Н. “А.П.Бородин” - в кн. Русская музыкальная литература. Л., 1980г.
  2. Зорина А.П. «А.П.Бородин в воспоминаниях современников» М., 1985г.
Joomla SEF URLs by Artio