Печать

Общие методические вопросы планирования,
оформления внеаудиторной самостоятельной работы

Малашина Людмила Аркадьевна,
мастер производственного обучения, преподаватель
СПБ ГБ ПОУ «Экономический колледж»,
Центрального района Санкт-Петербурга

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения, студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.

            В связи с этим студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе, он должен уметь планировать и выполнять свою работу.

           Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от всего времени изучаемого цикла учебных дисциплин и профессиональных модулей. Это будет отражено в учебных планах и графиках учебного процесса.  

            Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.

           Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в полугодии дисциплин, учебный план и расписание занятий.

Понятие внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов– это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

            Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим, обучение в лицее включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесс обучения и процесс самообучения.

           Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должна превышать 54 часов в неделю. Обязательные аудиторные занятия регламентируются учебным планом, программами, расписанием занятий, определяющими содержание, количество часов, время и место их проведения. Оставшаяся недельная нагрузка предполагает самостоятельную работу, регулируемую и регламентируемую учебным заведением. 

             Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы учащихся должна совпадать с целью обучения – подготовка квалифицированных служащих начального профессионального образования. 

            Целью непосредственно самостоятельной работы является освоение фундаментальных знаний, профессиональных умений и опытом практической деятельности по профилю, а также творческой, исследовательской деятельности.                       

Самостоятельная работа должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня. Методологическую основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где надо проявить знание конкретной дисциплины.

Виды и формы самостоятельной внеаудиторной  работы

Формы самостоятельной работы  определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности учащихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский, научно-исследовательский характер.

Форму самостоятельной работы определяют  преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

1.       Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;   

2.  Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

3.  Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); упражнения на тренажере;

Формирование содержания самостоятельной работывключает в себя:

·       определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу

·       определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;

·       отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;

·       определение форм и методов контроля за выполнением самостоятельных заданий студентами;

·       разработку критериев оценки результатов внеаудиторной работы самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки учащихся, определенных Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования.

Методика организации внеаудиторной самостоятельной работы

Методика организации самостоятельной работызависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, и условий учебной деятельности.             

Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (определение целей, форм, методических рекомендаций, способов и принципов контроля за самостоятельной работой, подготовка необходимого оборудования, списка литературы);

2. Основной (организация самостоятельной работы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

3. Заключительный (оценка значимости и анализ результатов самостоятельной работы, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях ее оптимизации).

Организация внеаудиторной самостоятельной работывключает в себя:

Ø    определение организационных форм самостоятельной работы в соответствии с содержанием учебной дисциплины, графиком учебного процесса, учебным планом,

Ø     обеспечение студентов информацией, списками специальной литературы и других источников;

Ø     обеспечение графиком выполнения самостоятельной работы;

Ø     обеспечение методическими разработками тем для самостоятельного изучения;

Ø     обеспечение информационно-методическими материалами (рабочей программой дисциплины, методическими указаниями, заданиями для самоконтроля и т.п.);

Ø     обеспечение доступа в лаборатории, способствовать выделению времени в компьютерных классах;

Ø     обеспечение критериями оценки качества той или иной формы самостоятельной работы.

Общие рекомендации обучающемуся по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

1. Внимательно прочитайте название темы, цели и задачи самостоятельной работы.

2. Внимательно прочитайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.

3. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).

4. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

5. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме самостоятельной работы, ответьте на контрольные вопросы по изученному материалу.

6. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально подготовьте рабочее место.

7. Продумайте ход выполнения работы.

8. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

9. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ организации и промежуточные результаты самостоятельной работы микрогруппы.

10. При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

11. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

12. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.

13. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.

14. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

15. Участвуйте в обсуждении полученных результатов самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению таблиц

1. Начертите таблицу по предложенному преподавателем образцу.

2. Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов.

3. Продумайте ход заполнения таблицы.

4. Заполните ячейки таблицы.

5. Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц:

a.​ Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

b.​ В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят.

c.​ Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

d.​ Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

6. Проведите самоконтроль результатов заполнения таблицы.

 

Критерии оценки

Работа выполнена

Работа выполнена 
не полностью

Работа 
не выполнена

Соответствие представленной в таблице информации заданной теме

Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме

Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.

-​ Обучающийся работу не выполнил вовсе.

-​ Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.

-​ Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки.

-​ Отчет выполнен и оформлен небрежно, 
без соблюдения установленных требований.

Лаконичность и четкость изложения материала в таблице

Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст

Правильность оформления

Оформление таблицы полностью соответствует требованиям.

В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность.

Рекомендации по подготовке сообщений

1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

2. Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.

3. Составьте план сообщения, запишите его.

4. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

5. Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.

6. Составьте окончательный текст сообщения.

7. Оформите материал сообщения.

8. Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

9. Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

10. Перескажите сообщение еще раз.

11. Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.


Критерии оценивания подготовки сообщений

Критерии оценки

Работа выполнена

Работа выполнена 
не полностью

Работа 
не выполнена

Соответствие представленной информации заданной теме

Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, 
тема раскрыта полностью

-​ Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.

-​ Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.

-​ Обучающийся работу не выполнил вовсе.

-​ Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.

-​ Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

-​ Объем текста сообщения значительно превышает регламент. 

Характер и стиль изложения материала сообщения

-​ Материал в сообщении излагается логично, по плану;

-​ В содержании используются термины по изучаемой теме;

-​ Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений

-​ Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).

-​ В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.

-​ Произношение и объяснение терминов вызывает затруднения.

Правильность оформления

-​ Текст сообщения оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления.

-​ Объем текста сообщения соответствует регламенту.

-​ Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно.

-​  Присутствуют неточности в оформлении.

-​ Объем текста сообщения не соответствует регламенту.

 

         Примерные нормы времени на выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Единица измерения

Норма времени,
час

1. Выполнение:

 

 

– расчетно–графических (расчетных) заданий

1 задание

3-12

2. Решение отдельных задач

1 задача

1

3. Проработка:

– конспекта лекций

1 час

1-3

- учебников, учебных пособий и обязательной литературы:

 1 задание

 2-6

материал излагается в лекциях:

1 п. л.

2-6

материал не излагается на лекциях

1 п. л.

4-6

4. Изучение первоисточников по дисциплинам

- с составлением плана

1 п. л.

1-3

- с составлением конспекта

1 п. л.

2-4

5 Написание реферата

1 реферат

15-20

6 Составление обзора литературы

обзор, 15-20 с.

15-20

7 Подготовка:

- к семинарским занятиям:

1 занятие

2-4

- к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета

4-х часовая работа

1-2

- к контрольной работе

1 работа

2-3

8 Перевод текста с иностранного языка

1000 знаков

2-4

9. Составление электронной презентации

1 работа

6-10

 

 

Joomla SEF URLs by Artio