Печать

Урок-исследование по географии в 5 классе

Первое путешествие Христофора Колумба

 

Рязанова Олеся Николаевна,
учитель географии
ГБОУ школы №3 Санкт-Петербурга

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. В связи с этим, учителю современной школы в условиях внедрения ФГОС необходимо решать важную задачу – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную и информационно-коммуникативную деятельность, уверенно чувствовать себя в современной жизни.

Это требует широкого внедрения в учебный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Для реализации деятельностного подхода в обучении особую значимость приобретает учебно-исследовательская деятельность, которая учит школьников не только самостоятельно приобретать знания, но и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, развивать коммуникативные навыки и умения, овладевать практическими умениями исследовательской работы.

Изучению данной проблемы посвящен ряд работ психологов и педагогов:  Рубинштейна С.Л., Зильберберга Н.И., Леонтовича А. В., Успенского В. В., Лернера И.Я. В  методике преподавания географии  данным вопросом занимались: Ягодовский К.П., М.К. Ковалевская,  Яхонтов А.А.,Ульянинский В.Ю., Душина И.В., Козлова Г.В., Понурова В.А. и другие.

Авторы в своих работах используют следующие определения учебно-исследовательской деятельности.

Это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Это деятельность обучающихся и преподавателей, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Таким образом, любое исследование должновключать следующие этапы:

•         Выбор темы проекта (исследования).

•         Постановка цели (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

•         Выдвижение предположения – гипотезы. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?).

•         Выбор метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий).

•         Сбор данных (Ставим эксперименты, собираем и изучаем необходимую информацию, материал, оформляем его).

•         Получение результата. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

•         Анализ результата. (Сравниваем с гипотезой).

•         Формулирование выводов. (Планируем дальнейшую деятельность).

•         Оценка действиям в группе.

•         Защита результата в коллективе.

С учетом этих требований был составлен и проведен урок-исследование по географии в 5 классе «Первое путешествие Христофора Колумба». Данный урок межпредметный, так как способствовал обобщению и развитию знаний по географии, истории, биологии, математике.

Для меня, как учителя, целью урока было экспериментальное подтверждение влияния учебно-исследовательской деятельности на уроке географии на рост интереса учащихся к предмету,  развитие творческой активности детей, самостоятельности в работе и мышлении, на развитие их коммуникативных способностей, умение планировать работу, доводить ее до конца, а, следовательно, на повышение эффективности и качества процесса обучения.

На Iэтапепосле обобщения знаний по теме «Великие географические открытия - путешествие Христофора Колумба», а так же ознакомлением с новым материалом, учащиеся сформулировали проблему, цель, гипотезу и задачи.

Проблема– заболеваемость цингой в морских путешествиях.

Цель– выяснить, какие продукты и в каком количестве могут предупредить цингу.

Гипотеза– если команда будет получать достаточное количество нужных продуктов, то не заболеет цингой.

Задачи:

1. Определить продукты, которые больше всего содержат витамина С.

2. Определить количество плодов для одного человека.

3. Рассчитать количество плодов на всю команду и  путешествие сроком 6 месяцев.

4. Проверить, выдержит ли корабль груз цитрусовых.

На IIэтапе, включающем собственно исследование учащиеся объединились во временные группы (из 4-5 чел.), составили план работы в соответствии с задачами, проанализировали необходимую литературу о заболевании «Цинга», выяснили, что для предупреждения болезни необходимо употреблять продукты с витамином С, выявили продукты с максимальным содержанием витамина С, узнали суточную норму для мужчины, рассчитали количество апельсинов на одного человека, на команду на 1 сутки и на срок 6 месяцев, исходя из данных о грузоподъемности, выяснили, выдержит ли корабль такой груз, сделали выводы.

Выводы:для предупреждения цинги команде необходимо взять около 3 тонн апельсинов. Груз апельсинов весом 3 тонны не является очень значимым для каравеллы «Санта – Мария».

На IIIэтапеучащиеся с помощью тестирования провели самооценку своей деятельности при выполнении исследовательской работы.

На IVбыла проведена защита полученного результата в виде докладов каждой временной группы о проделанной работе.

Наблюдение в процессе урока и итоговое анкетирование показало, что в результате участия школьников в исследовательской работе развиваются такие исследовательские навыки, как: умение находить проблему, формулировать цель, задачи, делать выводы, планировать свою работу, умение ориентироваться в информации и находить главное, представлять себя устно и письменно, умение выражать свою точку зрения, умение вести диалог.

Таким образом, использование учебных исследований в процессе обучения географии является целесообразным, так как способствует развитию познавательного интереса, более глубокому усвоению учебного материала, формирует у детей исследовательские умения, способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.

Список литературы:

1.     Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В. Б. Методики и технологии обучения географии в школе. — М.: ACT Астрель, 2002. – 203 с.

2.     Козлова Г.В. Методические рекомендации по организации исследовательской работы школьников. – Курск, 2003.-15с.

3.     Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Школьные технологии, 1999. № 1-2.

4.     Понурова В.А. Проблемный подход в обучении географии: Методическое пособие.- М.: Просвещение, 1999. – 326 с.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio