Печать

Учись учиться

Чебыкина Наталия Николаевна

Необходимость развития умения учиться, меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником. Многое на занятии зависит от того как преподаватель его начнет. Нет смысла рассматривать такие способы начала урока, как ПРОВЕРИМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, сегодня цель - выучить и закрепить лексику по теме … Такое начало урока не никак не связано с коммуникативной потребностью. Но и как показывает опыт работы в школе, так называемое коммуникативное начало урока не всегда способствует сотрудничеству учитель-ученик. Стремясь создать атмосферу сотрудничества на уроке, учитель может начать его с непринужденной беседы, подобной той, которую можно услышать между несколькими приятелями, встретившимися на улице или в гостях. Такая беседа перерастает в задания урока, учащийся вовлекается в общение, преподаватель не становится контролером, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Так, например если темой урока является Времена года, погода, то будет уместным спросить у учащихся в начале урока, не забыли ли они зонтик, чтобы укрыться от дождя. Если тема День рождения, то уместно начать уро с поздравления тех учащихся, у которых он прошел только что. Важно, вовлекая учащихся в беседу, приблизить ее к реальной ситуации. Однако даже в этом случае характер взаимоотношений между обучающим и обучаемым почти не меняется - обучаемый остается объектом педагогического воздействия. Его учат, а он учится. Равноправие учитель - ученик иллюзорно, это равенство участников ролевой игры, но не равенство сотрудников в учебной деятельности. Преподаватель как бы притворяется, что он и его ученики вовсе не на уроке, создавая более интересную и непринужденную атмосферу. До того, как начнется урок, учитель решает для себя, что экономнее - натаскать или научить учащегося, как лучше преодолеть данный вид трудности, какой должна быть структура урока - неповторимой, или предсказуемой. Учитель должен решить - ученик – это объект обучения, или субъект учебного процесса. Итак, учитель определяет цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения, а также помогает обучающимся осознать пути достижения этой цели. В данных условиях ученик будет иметь возможность выбрать свой способ решения вопроса, а также на каждом уроке учащийся может субъективно оценить результаты своей деятельности не на основе полученной оценки, а оценить чему он научился на уроке. И тогда процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Главная задача учителя - обеспечить максимальную мыслительную активность школьника на всех этапах урока. Что касается этапа тренировки, то работа учителя и обучающегося заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если при самообучении человек будет искать путь установления логических ассоциаций, т.е. группировать и сопоставлять слова по самым различным логическим признакам. На этапе речевого общения, учащемуся помогает знание особенностей коммуникативной ситуации. Если, готовя высказывание, ученик учитывает информированность реального или воображаемого слушателя, то ему легче сделать высказывание более эффективным. Одновременно легче запоминаются и языковые единицы, которые осознаются как необходимые для эффективного высказывания. Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс - это цепь промежуточных целей – от более общих ( цели цикла занятий, цели отдельного занятия ), до самых частных ( цели каждого задания в рамках занятия ). Однозначно можно сказать , что для того чтобы школьник научился учиться, не менее важна техника проведения занятия, чем его планирование. Атмосфера занятия должна обеспечить ту самую ответственную свободу, при которой, с одной стороны, осознается важность соблюдения всех указаний учителя, а с другой стороны создается возможность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу. На уроке важно все - сидит учитель или стоит в тот или иной момент урока, вступительная беседа или подведение итогов урока. Все это призвано стимулировать учащихся не просто к получению информации, но и к познанию самих себя, своих способностей и возможностей. Учитель французского языка, Чебыкина Н.Н.

Joomla SEF URLs by Artio