Печать

Рабочая программа интеллектуального развития обучающихся

Орешек знаний

Мазурок Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ школы №94
Выборгского района Санкт- Петербурга

Содержание

Пояснительная записка. 3

Основные положения программы.. 4

Содержание курса учебной программы.. 6

1. Содержание учебного курса «Математика». 6

2. Содержание учебного курса «Русский язык». 7

Примерные тематические планы учебной программы.. 8

1. Примерный тематический план по курсу «Математика». 8

2. Примерный тематический план по курсу «Русский язык». 8

Методическое обеспечение программы.. 11

Список использованной литературы.. 14


Пояснительная записка

 

Цель начальной школы ‑ формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей прочными знаниями, умеющей и желающей учиться. Методическое и организационное обеспечение деятельности по достижению этой цели включает в себя целый ряд нормативных документов, в том числе и учебные программы по дисциплинам. Программы по предметам разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов и утверждаются в соответствующем порядке. Учебными планами начальной школы предусматривается изучение некоторых предметов в рамках дополнительного образования. Методическое обеспечение дополнительных курсов разрабатывается и утверждается отдельно от основных дисциплин. Направление и содержание этих предметов не противоречит содержанию образовательных стандартов, а дополняет их.

Учебная программа интегрированного курса математики и русского языка, которая изучается школьниками 2 – 4 классов, направлена на раскрытие и реализацию творческого потенциала личности. Как известно, развитие способностей ребёнка в первую очередь определяется содержанием, формами и методами его воспитания и обучения: чем выше уровень содержания образования и прогрессивнее методы и формы обучения, тем эффективнее и результативнее происходит развитие способностей. Этот аспект был определяющим при разработке данной учебной программы, основанной на авторской программе Шониной Галины Амировны (Татарстан, г. Нижнекамск).  Программа включает методическое обеспечение курса дополнительного образования по математике и русскому языку.

Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности. Она даёт реальные предпосылки для развития логического мышления учеников, для обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

Основу начального курса математики составляют чёткие представления о натуральном числе и 0, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале и даёт возможность ученикам младших классов правильно понять связи между наукой и практикой.

Важное место в начальном обучении принадлежит русскому языку. В качестве ведущего принципа при изучении дисциплины выступает принцип развития речи. Развитая и грамотная речь современного человека закладывается в начальной школе. Этот факт придаёт всему курсу русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленному их возрасту и пониманию первоначальных знаний о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание, интерес к речи вообще, привить любовь к языку.

Одновременно с развитием у детей знаний и умений в области математики и русского языка данная программа предусматривает решение таких важных вопросов, как:

- формирование нравственных принципов и развитие эстетических чувств;

- обогащение конкретных представлений детей об окружающем мире, о человеке, природе, обществе;

- развитие логического и образного мышления;

- овладение посильными приёмами самостоятельной работы;

- развитие устойчивого интереса к книге ‑ источнику знаний и жизненного опыта.

Данный курс открывает большие возможности для того, чтобы вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.


Основные положения программы

 

Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению школьниками прочных знаний умений и навыков за пределами школьных требований. При обучении реализуются такие дидактические принципы, как принцип научности, доступности, преемственности и перспективности. Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и учебным пособиям по русскому языку и математике, а дополняет их. Исходя из реальных учебных возможностей и интересов детей, материал курса систематизирован по тематическим признакам.

Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению родного языка и математики у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, экономике и т.д.

Срок освоения программы рассчитан на 1 год. Количество обучающихся в группе ‑ 15 человек. Возраст обучающихся: 2-4 класс. Занятия в объединении проводятся согласно учебно-тематическому плану 1 раз в неделю по 1 часу, чередуются занятия по русскому языку и математике.

В младшем школьном возрасте формируется характер ребёнка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребёнка на его общение с людьми. Именно в этот период жизни ребёнка проявляются такие положительные черты характера как целеустремлённость, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а также контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность. Развитие именно этих черт характера является приоритетным. Отсюда можно выделить основную цель данной программы: формирование и в дальнейшем развитие у школьников начальных классов прочных знаний, основных навыков и умений в объеме начального образования, а также развитие положительных особенностей формирующегося характера.

 

Цель данной программы:создание прочной базы знаний учащихся по основным предметам на уровне, превышающем государственные стандарты образования.

Для достижения отмеченной цели учебная программа предполагает решение следующих задач:

- - формирование положительного отношения к учению;

- формирование первых навыков творчества;

- создание развивающей среды для самореализации личности, то есть создание для каждого ребёнка условий, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности.

 

После успешного освоения курса в рамках данной программы учащиеся должны достичь следующих результатов:

Предметные и метапредметные:


Содержание курса учебной программы

 

1. Содержание учебного курса «Математика»

 

Тема 1. Сюжетные задачи и их решение.

  1. Сюжетные задачи. Решение.

  2. Работа над задачами.

     

    Тема 2. Порядок действий.

  3. Строгий порядок выполнения действий в числовых выражениях.

    2) Практическая работа.

     

    Тема 3. Развивайте своё мышление.

  4. Результат воображения.

  5. Способы проверки изображения.

     

    Тема 4. Развивайте своё  воображение.

  6. Воображение.

  7. Задачи на развитие воображения.

     

    Тема 5. Развивайте своё внимание.

  8. Внимание.

  9. Способы проверки внимания.

     

    Тема 6. Развивайте свою память.

  10. Память. Виды памяти.

  11. Способы проверки памяти.

     

    Тема 7. Составление уравнений по условиям сюжетных задач.

  12. Уравнение.

  13. Составление уравнений по условиям сюжетных задач.

     

    Тема 8. Старинные занимательные задачи.

  14. Старинные задачи.

     

    Тема 9. Числовые головоломки.

  15. Числовые и сказочные головоломки.

     

    Тема 10. . Игровые и занимательные задания по математике.

  16. Математические игры и занимательные задания.

     

     

     

    По завершению изучения курса школьники должны уметь:

    - решать сюжетные задачи;

    - составлять уравнения по условиям задач;

    - отгадывать головоломки, ребусы;

    - находить площадь геометрических фигур;

    - решать старинные занимательные задачи и т. д.

    -выполнить олимпиадные задания

             Выпускная работа – изготовление пособий для детского сада в рамках проекта «Весёлая математика», подготовка к которому идёт в течении всего курса.

     

2. Содержание учебного курса «Русский язык»

 

Тема 1. О самых дорогих словах. Добрые слова.

1)   Богатство и выразительность лексики русского языка. Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Слова обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий.

 

Тема 2. Звуки в слове.

1)    Зачем нужны звуки языка? Ключик к безударным гласным.

 

Тема 3. Буквы в слове.

1)    Хитрые согласные. История о том, как поссорились звонкие и глухие согласные, о неслышных согласных.

 

Тема 4. Чудесные превращения слов.

1)   Изменения лексического значения слов путём замены одной буквы. Загадки.

 

 

Тема 5. «Крылатые» фразы.

1)   Устойчивые выражения, фразеологические обороты. Шарады.

 

 

Тема 6 Тематические группы слов.

1)   Составление тематических групп слов, используя различные части речи.

 

 Тема 7. Устаревшие слова.

1)  Архаизмы.

 

Тема 8. Слова – пришельцы. Новые слова.

1) Заимствованные слова. Неологизмы.

 

Тема 9. Слово одно, а значений несколько.

1)   Многозначные слова, их основное и вторичное значение.

 

Тема 10. Слова – близнецы. Антонимы.

1)  Омонимы.  Принадлежность омонимов к одной и той же части речи. Антонимы.

 

Тема 11.  Олимпиада.

 

 

 

Выпускная работа – изготовление пособий для 1 класса в рамках проекта «Весёлая грамматика», подготовка к которому идёт в течении всего курса.


Примерные тематические планы учебной программы

 

1. Примерный тематический план по курсу «Математика»

 

 Наименование тем

Теория

Практика

 Всего

1.

Сюжетные задачи и их решение.

1

1

2

2.

Порядок действий.

1

1

2

3.

Развивайте свое мышление.

1

1

2

4.

Развивайте свое воображение.

1

1

2

5.

Развивайте свое внимание.

1

1

2

6.

Развивай свою память.

1

1

2

7.

Составление уравнений по условиям сюжетных задач.

1

1

2

8.

Старинные занимательные задачи.

 

1

2

9.

Числовые головоломки.

 

1

1

10.

Игровые и занимательные задания по математике.

Олимпиада.

 

1

1

 

Итого:

7

10

17

 

2. Примерный тематический план по курсу «Русский язык»

 

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

О самых дорогих словах. Добрые слова.

1

1

2

2.

Звуки в слове.

1

1

2

3.

Буквы в слове.

1

1

2

4.

Чудесные превращения слов.

 

1

1

5.

«Крылатые» фразы.

1

1

2

6.

Тематические группы слов.

1

 

1

7.

Устаревшие слова.

1

1

2

8.

Слова – пришельцы. Новые слова.

1

1

2

9.

Слово одно, а значений несколько.

 

1

1

10.

Слова – близнецы. Антонимы.

 

1

1

11.

Олимпиада.

1

 

1

 

Итого:

8

9

17

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по математике.

Задача № 1
Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка.
У кого какая игрушка?

Задача № 2
Продолжи ряд чисел: 7, 9, 16, 41:

Задача № 3
Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось 510141.
Как звали мальчика?

Задача № 4
Написано 99 чисел: 1, 2, 3, :.98, 99.
Сколько раз в записи чисел встречается цифра 5?

Задача № 5
Дан прямоугольник длиной 8 см и шириной 4 см.
Как провести в этом прямоугольнике отрезок, чтобы получилось:

    1) Два треугольника.

    2) Два квадрата.

    3) Два прямоугольника, но не квадрата.

    4) Треугольник и четырёхугольник.

    5) Треугольник и пятиугольник.

Задача № 6
Запиши число 7 четырьмя тройками и знаками действий.

Задача № 7
Сколько девочек в этом классе?

"Сколько девочек в вашем классе? - спросил Яша у Гали. Галя, подумав немного, ответила: "Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному результату прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число девочек в нашем классе."

Задача № 8
Назвать 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.


Ответы к задачам олимпиады:

Ответ к задаче 1:     У Оли - слоник, у Кати - медвежонок, у Гали - зайчик.

Ответ к задаче 2:     66, 107

Ответ к задаче 3:     Дима

Ответ к задаче 4:     20 раз.

Ответ к задаче 6:     3+3+3:3

Ответ к задаче 7:     99 - 88+ 10= 21

Ответ к задаче 8:     позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Олимпиада по русскому языку.

Задание 1.

      Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки.

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.

      2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

      3. Запиши имена собственные. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

      4. Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка

      Задание 2.

      Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы.

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.

      2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

      3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.

      4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

      Задание 3.

      Жить, шить, чайка, пища, шучу, тащу, хищник, печка, печник.

      1. Запиши слова.

      2. Подчеркни слова, в которых слышится, но не пишется буква ы.

      3. Подчеркни сочетания, в которых не пишется ь.

      Задание 4.

      Дерево ( какое ?) ...

      Ветки ( какие ?) ...

      Мох ( какой ?) ...

      Тропинка ( какая ?) ...

      1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.

      2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения.

      3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка.

      Задание 5.

       Куда ? что сделала ? какая ? кто ?

      Сорока, на забор, красивая, села.

       Как ? что сделал ? какой ? кто ? откуда ?

      Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.

      1. Составь предложения по вопросам.

      2. Подчеркни главные члены предложения.

 

 

 

      Задание 6.

      Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.

      2. Спиши, расставляя знаки препинания.

      3. Подчеркни орфограммы в именах собственных.

      4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук.

Подбери и запиши проверочное слово.

 

 

 

      Задание 7.

      1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию?

      2. Что можно увидеть в парке?

 

      1. Запиши полные ответы на вопросы.

      2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой.

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Требования к организации и проведению интеллектуальных игр.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребёнку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу.

8. Решение задачи предстает перед ребёнком не в абстрактной форме ответа.

9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий, и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

Рекомендации для эффективного проведения направленной беседы с учащимися начальной школы

  1. Заранее подготовить конкретные вопросы для обсуждения по теме.

  2. По мере возможности не задавать вопросы, на которые можно ответить «да», «нет».
  3. Избегать вопросов, ответ на которые требует продолжительного размышления. Это позволит обсудить более широкий круг идей с учащимися младших классов.
  4. Избегать вопросов, на которые, по мнению ученика, можно дать только один правильный ответ.
  5. При ведении направленной беседы:

  6. пользоваться вопросами – эстафетными палочками, типа: «Это интересная мысль, Юля. Что думает об этом Валера?»;
  7. применять открытые вопросы типа: «А кто думает иначе?» или «А что думают об этом другие?»;
  8. задавать проясняющие вопросы: «Я хочу убедиться, что правильно тебя поняла. Ты ведь сказал, что …Не так ли?»;
  9. ставить вопрос так: «Кто может ответить на этот вопрос?»
  10. избегать однозначных оценочных реакций на ответы учащихся
  11. задавать вопросы лично отдельным учащимся: «Катя, а что ты думаешь по этому поводу? Расскажи нам об этом.»;
  12. в личной беседе хвалить учащихся, активно отвечающих на вопросы, попросить их помогать более тихим одноклассникам
  13.  давать учащимся время на размышление
  14. избегать читать лекции и самому давать ответ на свой вопрос, продолжать задавать вопросы, чтобы поощрять обсуждение и помогать школьникам самим отыскивать ответы.

Рекомендации по организации дискуссии:

Основные условия эффективного проведения дискуссии:

- установление доверительных взаимоотношений с учащимися;

- четкое определение темы и объема обсуждаемого материала;

- умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию.

Следует помнить, что в ходе дискуссии школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестом и позе тела. Очень важным является выбранная вами интонация и тон голоса.

Плюсы дискуссии:

- учащийся вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысль, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения;

- в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию;

- учащиеся учатся разделять с учителем лидерство  в группе и принимать на себя ответственность;

- думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.

Минусы дискуссии:

- ход дискуссии трудно прогнозировать, необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога;

- некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны;

- несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Как руководить дискуссией в классе?

  1. Приглашать к участию стеснительных детей.

  2. Направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому.

     

    Методическое обеспечение включает в себя ряд авторских методических разработок, а также другую методическую литературу.

    1. Развитие логического и образного мышления учащихся с повышенной познавательной активностью. Метод. указания/Сост.: Г.А. Шонина; Нижнекамск, 2005. 12 с.

    2. Беседы с родителями о методах и формах работы с одарёнными детьми. Метод. указания/ Сост.: Г.А. Шонина; Нижнекамск, 2006. 10 с.

    3. Активизация познавательной деятельности учащихся с высоким уровнем познавательных мотивов Метод. указания/ Сост.: Г.А. Шонина; Нижнекамск, 2007. 10 с.

    4. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.

    5. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир/Сост.: Г.В. Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007. – 80 с.

     

     

     

     

     

     

     

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.

2. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.

3. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М., 1971.

4. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. СПб., 1997.

5. Петраков И.С. Математические олимпиады школьников. М., 1982.

6. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М., 2004.


 

Joomla SEF URLs by Artio