Печать

Ушинский Константин Дмитриевич – основоположник  русской школы
научной педагогики

Яковлев Михаил Михайлович,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 10
с углублённым изучением химии
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Константина Дмитриевича Ушинского называют «Учителем учителей» и считают основоположником русской школы научной педагогики. Ее главной характеристикой считается соотношение строго научного с  творческим началом в деятельности учителя.

Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 г. (в некоторой литературе годом рождения указывается 1823 г.)  в Туле в семье  отставного офицера и мелкопоместного дворянина Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 г.Мать Константина Дмитриевича,  Любовь Степановна, умерла, когда ему было 12 лет.   Мальчик получил домашнее начальное образование. Из-за служебной деятельности отца семья часто переезжала. Учился в Новгород-Северской гимназии в Черниговской губернии  в 1833—1840 гг., но несмотря на выдающиеся способности, он не очень старался и провалился на выпускном экзамене.

В 1840 г., серьезно подготовившись,  Константин Дмитриевич Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще окончил в 1844 г. со званием кандидата юриспруденции. Немалое влияние на выбор К. Д. Ушинского  заняться педагогикой оказал профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин (с  19 сентября 1873 г. по 9 сентября 1876 г.  являлся  выборным ректором Петербургского Университета).  В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили литература, театр, а также  вопросы распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В 1846—1849 гг. являлся  профессором  «камеральных наук» кафедры законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского юридического  лицея в Ярославле.

С 1846 г. был редактором, а  с 1848 г. одним из авторов неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», в которых публиковал статьи по различным вопросам общественной жизни, историко-географические очерки.

Прогрессивные демократические воззрения молодого профессора, его глубокая эрудиция и простота в общении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея и частые конфликты. Именно поэтому  в  1849 г. Ушинский подаёт в отставку и прерывает свою педагогическую деятельность на пять лет.

Летом 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семёновне Дорошенко, с которой был знаком ещё с молодости  в Новгород-Северском.  Дочь Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище имени  К. Д. Ушинского. Дочь Надежда в селе Богданка, где в это время находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.

Не сумев получить вакансии педагога, Ушинский переезжает в Санкт-Петербург,  где с 1850 по 1854 гг.  служит помощником столоначальника в канцелярии Департамента духовных дел иностранных (неправославных) исповеданий МВД. В это же время он сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854 гг.), где курировал раздел «Иностранное обозрение», «Библиотеке для чтения» (1854—1855 гг.) и «Вестнике Русского географического общества» (1852—1854 гг.), писал литературно-критические, историко-географические статьи, рецензии, составлял хроники и обозрения.

В 1854 г.  Ушинскому удалось получить место преподавателя русской словесности и географии в Гатчинском сиротском институте ,  находившемся под покровительством императрицы . Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и Отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью . Например, за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер,  а на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так охарактеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». За пять лет своей преподавательской деятельности  Константин Дмитриевич сумел искоренить фискальство,  доносительство и воровство.

В Гатчинском Сиротском институте К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института, последователя швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци — Егора Осиповича Гугеля (1804 – 1841 гг.), «полное собрание педагогических книг» которого оказало огромное влияние на Ушинского. В дальнейшем, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».  После широкого общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» в  1852—1854 гг.  и «Библиотека для чтения» в  1854—1855 гг.

Новые веяния после смерти императора Николая I позволили ему проявить себя и  в 1855 г.  он был назначен инспектором классов в  интернате (заведовал учебной частью до 1858 г.).  В 1857 г. временно исполнял обязанности директора. В 1859 г. Константин Дмитриевич  был переведён инспектором классов Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища), проработал на должности до 1862 г.

В 1860—61 гг. Ушинский был  редактором  «Журнала Министерства народного просвещения», превратив его из сборника официозных распоряжений в живой, интересный и доступный педагогический журнал. Около 1859 г. написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола», адресованные императрице Марии Александровне, или лицу, близкому к ней, где обрисовал программу воспитания наследника Николая Александровича. Благодаря конфликту  с начальницей института  Марией Павловной Леонтьевой и  по политическим мотивам  Константин Дмитриевич был уволен с должности редактора, а затем и из Смольного института.

В 1862 г., вынужденный оставить место редактора и работу в институте, Ушинский был направлен в командировку с семьей в Швейцарию для изучения постановки школьного образования, где познакомился с Н.И. Пироговым.  Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».  Также Константин Дмитриевич посетил  Германию, Францию, Бельгию, Великобританию и Италию, где занимался изучением проблем организации школ и женского образования, социально-философских и психологических методов обучения и воспитания.

Подробно изучив опыт западноевропейского образования (в основном  начального), а также зарубежную педагогику,  Ушинский стремился к тому, чтобы, используя опыт и достижения Запада, Российская империя искала свой педагогический путь с учетом исторических, национальных  особенностей собственного развития.  Главную цель воспитания Константин Дмитриевич видел в духовном развитии человека с опорой на традиции отечественной культуры. Всё его педагогическое наследие проникнуто мыслью о создании школы, которая удовлетворяла бы потребности простого народа. Эти идеи ярко выражены в статьях «О народности в общественном воспитании» (1857 г.), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867 г.), «Общий взгляд на возникновение наших школ» (1870 г.) и др.

В 1861—1864 гг. Ушинский издал две книги для первоначального чтения «Детский мир» (1861 г.) и «Родное слово» (1864 г.) — первые массовые общедоступные книги для чтения первых классов средних учебных заведений. Рассказ  Ушинского «Поездка в Волхов» («Современник», 1852 г.  № 9) был  высоко оценён писателем  Иваном Сергеевичем Тургеневым. Большинство литературных произведений Ушинского опубликовано как раз в его книге «Родное слово» — своеобразной детской энциклопедии, рассчитанной на первоначальное обучение деревенского  ребёнка. В этой детской энциклопедии были включены материалы  по природоведению, географии и истории страны. Разработанная им методика начального обучения включает аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который лежит в основе и современной практики начальной школы. Короткие рассказы Константина Дмитриевича  для детей отличаются мастерством популяризации («История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла»), умелым использованием фольклорных традиций («Жалобы зайки», «Васька»); немногословная нравоучительность достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли («Орёл и кошка», «Лекарство», «Детские очки»).  Так же Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное   влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 г. оно выдержало 146 изданий.

Итогом деятельности Константина Дмитриевича  стал капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 – 1869 гг.).  Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 г., в 1869 г. вышел второй том. Третий том так и остался незавершённым.   Воспитание и обучение детей, по его мнению, должны строиться на основе учёта их возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностей. Следуя принципу развивающего обучения,  Ушинский разработал цельную дидактическую систему, раскрыл особенности психических механизмов памяти, внимания, интереса, воображения, воли, эмоций, мышления учащихся.

В последние годы своей жизни Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 г. в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:  «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа,  Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и Константин Дмитриевич принял участие в его работе. Обсуждался вопрос о книгах для классного чтения в народных школах и  о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 г. издана в Симферополе.

Летом 1870 г.  Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии, он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого Константин Дмитриевич  решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве на ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.). Похоронен Константин Дмитриевич в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Константин Дмитриевич – яркий  сторонник демократизации образования и идеи народности в воспитании.  Работая в Гатчинском и  в Смольном институтах,  он реформировал систему воспитания; стремясь смягчить режим жизни воспитанников, искоренить доносительство и подозрительность, отменил разделение программ для учеников  «благородного» (дворянского) и недворянского происхождения, ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке, совещания и конференции педагогов, создал подготовительный и педагогический классы для подготовки учащихся к работе в качестве воспитательниц, привлекал известных педагогов к преподавательской деятельности, разрешил воспитанницам проводить каникулы и праздники у родителей.

Просвещение народа Ушинский  считал одним из обязательных факторов на пути к торжеству гуманистических идеалов. Впервые в истории русской педагогической мысли связывал общественную мораль с научными психологическими фактами. Был сторонником женской эмансипации и развития женского образования.  Внедрил в школьное образование новый аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте на конкретных примерах, сочетавший изучение явлений природы и усвоение родного языка, применяемый до сих пор.

Константин Дмитриевич обосновывал необходимость формирования цельной личности, считая главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Он стремился учить детей  так, чтобы развить желание и способность самостоятельно приобретать новые знания.

По Ушинскому главная цель воспитания – духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального развития. Тогда выделяются три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наукаа сам процесс воспитания неразрывно связан с трудом, с трудовой деятельностью ребенка, понимаемой во всей ее широте, а не только в границах субботников, в рамках генеральной уборки класса или работы на школьном участке, как это практиковалось в трудовом воспитании советской школы.

Константин Дмитриевич  считал, что важнейший источник знаний – опыт, приобретаемых с помощью внешних чувств. В личностно ориентированной педагогике восприятие ребёнком явлений и процессов внешнего мира обязательно должно подкрепляться некой практической деятельностью (в том числе и эмоциональной, сопереживающей), в которой и происходит усвоение (понимание) происходящего и освоение (присвоение) полученной информации и отношения к ней, – то есть все тот же опыт.

Ушинский полагал, что всё воспитание должно основываться на личности учителя (в личностно-ориентированной педагогике учитель – основное содержание и средство педагогического взаимодействия, то есть работает, оказывая влияние на детей, самим собой, своими индивидуально-личностными особенностями и профессиональной академической подготовкой).

Именно Ушинский ввёл  в научный оборот  термин «педагогическая антропология». Определяя человека как предмет воспитания, он рассматривал своё исследование как опыт педагогической антропологии. Под «педагогической антропологией» понимается

Идеи Константина Дмитриевича Ушинского во многом отражали идеи образования его предшественников: знаменитого хирурга  Николая Ивановича Пирогова, писателя, философа и революционера Николая Гавриловича Чернышевского, критика, поэта и публициста Николая Александровича Добролюбова (утверждение о равноправии учителя и учеников). Позднее мы находим единомыслие с идеями Ушинского и их развитие у великого писателя  Льва Николаевича Толстого (свобода выбора учащимися, чему и как они хотят учиться, их свободное творчество, отказ от принуждения и насилия в образовании).

Использованная литература:

1.     Бельский В. Ю. Принцип народности в системе социально-философских взглядов К. Д. Ушинского. М., 2002;

2.     Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007;

3.     Егоров С.Ф.  К.Д. Ушинский. -  М., 1977;

4.     Карпова Т.В.,  Карпов В.В. Великий русский педагог-демократ К.Д. Ушинский. -  Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1975;

5.     Пефтиев В. И. К. Д. Ушинский — российский энциклопедист XIX в. -  Ярославль, 2006;

6.     Шаин Е.Г.  «Дата рождения К. Д. Ушинского»//Журнал «Педагогика», 2004 г., № 4, с. 63-64;

7.     Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. -  М., 1997 г.

Joomla SEF URLs by Artio