Печать

                     Статья «Гуманизация исторического образования на        

                                     современном этапе»

                        

                               Смирнова Людмила Сергеевна

        Учитель истории города школа №38г.Санкт-Петербург

 

 

         В настоящее время в преподавании истории в школе наблюдается самый настоящий кризис. На все свои вопросы школьные учителя убедительных ответов не получили. Предлагаемые Министерством  образования стандарты носят случайный характер. Отсутствие четких

ориентиров приводят к появлению новых негативных черт в школьном историческом образовании. Вот лишь некоторые из них: исключение элементарных теоретических знаний, конъюнктурные работы некоторых историков, влекут за собой искажение исторической правды. Замалчивается те исторические лица, о которых не модно говорить, перенос в школу вузовских курсов, избыточная усложненность, сворачивание курса правоведения и т.д.

          В современное время идет поиск социального идеала, которым озабочено наше общество. И это заставляет нас всех задуматься об особой опасности недооценки духовных проблем, ибо гражданский, социальный идеал может основываться лишь на общечеловеческих нравственных ценностях, в которые определенный вклад внес ХV111 век с его идеями Французской буржуазной революции, с деятелями эпохи Просвещения.

Поэтому на  этот курс Новой истории, я обращаю особое внимание. Так как сегодня те вопросы, которые рассматриваются в курсе - особенно актуальны.

            Под гуманизацией исторического образования следует понимать смену всей системы образования -  переориентирование на интересы и потребности каждого конкретного ученика. Ломка старого мира ценностей лишает человека способностей ориентироваться в социальной ситуации, приводит к неуверенности  в завтрашнем дне, социальной пассивности, либо к экстремизму. Не защитить школьника от противоречий жизни, а готовить к сложной жизни в обществе социальных перемен – так вероятно, можно сформулировать общую направленность гуманистического образования.

             Надо сказать, что проблема – «человек – человек» значительно беднее представлена, чем «человек – природа». Между тем если ученик усваивает знания о природе и обществе, но не может разобраться в себе и других, школьная программа вряд ли может быть названа гуманистической. Исходя из этого, особое внимание на уроках истории отводится   изучению исторических личностей и роли самого ученика в учебном процессе. Вот два момента, на которые мне хотелось обратить особое внимание.

              Учитель для учащихся должен стать не носителем бесспорной истины, а источником интересной информации к размышлению, советчиков и помощником при самостоятельной работе с текстами, равноправным участником дискуссии.

              Работая в  небольших  смешанных по уровню подготовки группах,

создается среда  позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности. В процессе сотрудничества развиваются навыки межличностного общения. Работая друг с другом, обмениваясь идеями, отыскивая решения, члены группы учатся общаться друг с другом, вступать в контакт. Поиск решения в группе позволяет учащимся поразмышлять вслух,

оценить разные варианты  и тем самым усиливается творческое начало учения. Подобная организация учебного процесса гуманизирует характер отношения учителя и учащихся. Педагог демонстрирует полное доверие к ним, поддерживает их успехи и содействует формированию у них уверенности в себе и самоуважение.

              При прохождении темы «Социалистические теории» в курсе Новой истории разрабатывается алгоритм исследования по предметно.

              Здесь необходимо применить на практике навык составления электронных таблиц, приобретенный на уроках информатики.

Одна группа учащихся составляет презентацию о Вейтлинге, другая об Оуэне, третья о Фурье. На уроке дается задание заполнить таблицу и определить своеобразие каждого мыслителя, т.е каждая группа  защищает свою точку зрения и аргументирует ее, за тем идет завершающая беседа.

В конце ставятся вопросы: актуальны ли на ваш взгляд идеи социалистов-

утопистов,  если да, то почему? Как вы считаете что было больше  всего в этих учениях разумного или утопического? Можно ли назвать их идеи гуманистическими? Ценность такого способа организации учебной деятельности школьников выходит за рамки обучения и определяет характер их последовательных контактов с людьми, способность к партнерству. Таким образом, особое внимание обращается на личность ученика на его коммуникативность. Будущее здесь за компьютерной грамотностью и культурой учителя, что пока проблематично. Современного учителя истории  частично выручают старые запасы слайдов, картин, карт, схем.

                Следовательно, процесс обучения тем более гуманен по своей сути, чем больше он способен помочь школьнику в решении конкретных жизненных проблем, и поэтому главным итогом всей этой работы является сочинение на тему: «Проект государства будущего, в котором ты хотел бы жить».

                 Анализ этих сочинений показал, что почти всем ученикам присуще чувство повышенной социальной справедливости в обществе.

Такого рода задания дают учащимся понимание их места в обществе, способствуют самоопределению личности, становлению человека-гражданина и адаптируют молодежь в окружающей среде.

                В теме  «Век Просвещения» ребята сделали интересные презентации о крупных просветителям ХV111 века (Локке, Беркли, Канте, Смите). По ходу презентаций ученики самостоятельно заполняли таблицу об основных идеях просветителей и делали дома эскиз или эмблему проекта памятника, отражающего эпоху просвещения.

                 Подводя итоги всей этой работы, ученики делали выводы о том, что идеи просветителей носили гуманистических характер. Интересными были презентации о поэтах и художниках эпохи просвещения - Шиллере, Гете, Гудоне, об известных композиторах Бахе, Моцарте, Бетховене. На повторительно- обобщающем уроке ученики отвечали на центральные вопросы темы: «Что хорошего, ценного, полезного оставил человечеству ХV111 век?». « Какие общечеловеческие ценности мы унаследовали от него?».

                  В теме «Великая Французская буржуазная революция» на первом уроке учащиеся показывают презентации по документам  того времени о положении французского народа, и самостоятельно делают выводы о вопиющей несправедливости, которая охватила все третье сословие во Франции, включая  представителей зарождающейся буржуазии. С первых дней Французской революции стал развиваться плебейский террор.

В ходе изучения документов классу задается вопрос: « Почему в век Просвещения не удалось совершить бескровную революцию?». На повторительно-обобщающем уроке идет подробный разговор о том,  изменилась ли точка зрения на революцию  учеников на протяжении всех уроков по данной теме и к этому повторительному уроку учащиеся пишут сочинение на тему: « Мое отношение к  революции». Это сочинение выходит за рамки школьной программы по Новой истории и многие пишут о своем отношении к революции вообще независимо от того, в какой стране она проходила. Это и есть проявление активной жизненной позиции каждого ученика.

Joomla SEF URLs by Artio