Печать

Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью

 

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель С(К)ОШ (VIII) вида № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

 

1. Современные подходы к проблеме внимания.

Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной.

Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него.

Человек почти всегда бывает на чем-то сосредоточен. Эта сосредоточенность проявляется в том, что определенная часть окружающего более ясно и отчетливо осознается, чем все остальное.

 

 

Физиологической основой внимания, его ранних форм (у животных) является безусловный ориентировочный рефлекс. И. П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?».

Являясь необходимой стороной сознания, внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать два вида внимания: непроизвольное и произвольное, т.е. непреднамеренное и преднамеренное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких – либо специальных усилий. Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отличие друг от друга. Так, внезапно наступившее молчание настораживает, а при полной тишине даже слабый шорох привлекает внимание.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой – либо деятельности. Такое внимание особенно трудно дается маленьким детям. Оно требует волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключиться от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании, на выполнении неинтересных действий.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами или свойствами внимания. К ним относятся: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

Одним из важнейших условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания. Невозможно сколько – нибудь длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он сам не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Все однообразие снижает внимание.

Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности. Так, показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной. Успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

К числу свойств внимания относится его объем, определяемый количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. С возрастом объем внимания расширяется. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

2. Особенности внимания детей  с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Противоположностью внимания обычно считается рассеянность, необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из – за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании, неумении ошибки носят стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только в какие – то отрезки времени, т. е. В моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности. Уровень развития внимания у умственно отсталых детей весьма низок. Дети смотрят на объекты или на изображения, не замечая при этом их существенные элементы. Внимание быстро ослабевает или настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация.

Наиболее типичный источник невнимательности – колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов.

Слабость произвольного внимания, по мнению А. Н. Граборова, определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении ребенка с интеллектуальной недостаточностью обойти трудности, не пытаясь их преодолеть. Слабостью же произвольного внимания объясняется стремление к частой смене объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак.

Отличается своеобразием и непроизвольное внимание. Факт несоответствия внимания внешнему выражению отмечают многие авторы.

А. Н. Граборов, описывая имитацию выражения внимания, пишет о том, что создается впечатление, что ребенок обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание – то и сосредоточено на самой позе и ее выразительности, а не на задаче.

В самом протекании, функционировании внимания имеет место ряд особенностей, таких как трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность.

Внимание, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредоточивается на них, как бы скользит по поверхности. Поэтому многие авторы отмечают, что внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью не достигает той высокой степени концентрации, как у нормальных детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается прежде всего на деятельности, требующей значительного умственного напряжения. Устойчивое, активное, концентрированное тем или иным способом внимание через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивное инертное выполнение предложенной деятельности.

Повышенную патологическую отвлекаемость многие авторы констатируют у группы так называемых возбудимых детей с интеллектуальной недостаточностью, для которых характерны удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность. Эта болезненная отвлекаемость ведет к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно ребенку. Легкость отвлечения внимания определяет потерю логического хода мысли. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже в самой легкой степени умственной отсталости.

Для группы тормозных детей можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь и ни на что не реагируя, выполнять несложные действия.

Узость объема произвольного внимания проявляется, в частности, в особенностях запоминания, когда ребенок вначале запоминает четыре слова из десяти предложенных, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он назвал ранее .

Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое детям задание первоначально носит игровой характер. Выработка активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания.

Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания. Большое значение для развития зрительного запоминания имеют игры с перемещением предметов  в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, А.Б. Ительсон и др. – Москва, 1979.

2. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике, Москва, 1961.

3. Люблинская А.А. Детская психология – Москва, 1971.

4. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др.; под ред. В.В. Богословского – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 1981.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – Москва: Издательский центр «Академия», 1998.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio