Печать

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

Правописание "НЕ" с именами существительными

 

Бабаева Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №559
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Тема урока:Правописание НЕ с именами существительными

Тип урока:урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений

Цели урока:

- познакомить учащихся с правилом правописания частицы НЕ с именами существительными

- формировать умения применять правило на практике

Задачи урока:

Обучающие:выработка навыка грамотного письма частицы НЕ с именами существительными; проверка знаний по пройденной теме; выявление пробелов в усвоении материала

Развивающие:развитие коммуникативной компетенции учащихся, развитие логического мышления учащихся (умение анализировать, обобщать), развитие правильности, точности, логичности речи

Воспитательные:воспитание корректного отношения к мнению одноклассников, воспитание познавательной активности учащихся

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Оборудование: раздаточный материал, учебник, проектор, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, запись даты урока в тетрадь

II. Актуализация знаний(повторение правил правописания частицы Не с глаголом)

1.Запись словосочетаний, объяснение орфограмм (Слайд №1)

1.Счастье в воздухе (не)вьётся, а руками достаётся.

2.Лодырю всегда (не)здоровится.

2.Учащиеся определяют часть речи, объясняют написание слов, самостоятельно  формулируют правила  правописания частицы НЕ с глаголом (Слайд №2)

III. Постановка проблемного вопроса

1.Рассмотреть предложения, попытаться объяснить правописаниеслов (Слайд №3)

1.(Не)вежда также в ослепленье бранит науки и ученье.

2.(Не)приятель долго сопротивлялся.

3.(Не) печь кормит, а руки.

4.Он мне (не) приятель!

 

2.Учащиеся определяют, к какой части речи относятся данные слова, пробуют объяснить правописание слов

3.Учащиеся самостоятельно формулируют  тему урока  и цели (Слайд №4, 5)

IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала

1.Учащиеся формулируют правило правописания частицы НЕ с именами существительными, опираясь на данные примеры (Слайд №6)

2.Чтение правила в учебнике, запись в справочник

3.Работа над алгоритмом (Слайд №7)

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

1.Коллективное устное выполнение упражнения из учебника (упр. 285)

2.Работа с раздаточным материалом: списать пословицы, обозначить орфограмму, объяснить смысл пословиц

1. (Не) место красит человека, а человек место.

2. Книга в счастье украшает, а в (не)счастье утешает.

3. Красное словцо (не) ложь.

4. (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.

3.Работа с текстом (раздаточный материал)

Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите слова с частицей НЕ, объясните правописание

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его  (не)лепость и (не)уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник  (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают  (не)доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая  (не)ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление,  (не) ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

 

VII. Обобщение усвоенного материала

1.Учащиеся формулируют выводы по уроку, определяют, достигнута ли цель

2.Самостоятельная работа на первичное усвоение материала (тест)

1). Выберите слова, которые без НЕ не употребляются

А) (не)годование

Б) (не)внимательность

В) (не)вежа

Г) (не)грамотность

Д) (не)вольник

Е) (не)забудка

 

2). Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без НЕ

А) (не)доверие

Б) (не)ряха

В) (не)правда

Г) (не)видимка

Д) (не)вежливость

Е) (не)везенье

 

3). Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) (Не)друг не посочувствует.

Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

VIII. Домашнее задание

1.§ 51, выучить правило, упр. 288

2.Дополнительное задание: исправьте ошибки в написании  НЕ с существительными, вставьте пропущенные буквы

1.В решен__ задачи допущена не точность.

2.Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

3.Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

Joomla SEF URLs by Artio