Печать

Формирование познавательного интереса учащихся

через интеграцию уроков математики

Баженова Анна Алексеевна
учитель математики
БГОУ Гимназия №330 Санкт-Петербурга

Современный мир предъявляет все больше и больше требований к молодой, до конца еще не устоявшейся личности. Чтобы не потеряться, а занять достойное место в обществе, молодой человек должен иметь и огромный прочный запас знаний, и быть духовно, нравственно богатым, так как только такой человек может из огромного потока информации отделить истину от лжи, выстоять перед соблазнами «красивой жизни», отстоять свою точку зрения, увидеть свое место в обществе.

В формировании и становлении личности огромную роль играет семья со своими нравственными устоями, общество со своей культурой, школа, где ученик проводит большую часть своего активного времени.

Главная задача современного культурологического подхода в образовании является передача ценностей и смыслов культуры посредством интеграции  всех способов познания, открытых человеком: естественно- научного, интуитивного, философского и художественного. Проблема восстановления ценностей сегодня встает с особой остротой.

Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не обучая. Обучая математическим формулам надо помнить, что они содержат в себе основания гармонии и красоты, и эта красота той же природы, что и красота цветка.

Так одним из приоритетных направлений реализации культурологического подхода в образовании является постепенное освоение принципов интеграции. Обучая своему предмету, учитель формирует у детей осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом.

Осмысление интеграции как механизма содержания образования позволяет определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования. Интеграция для всех ее участников становится

школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают идти к одной общей цели.

В школьной жизни центральное место занимает урок.

Рассматривая современный урок с позиции культуротворческой школы, можно отметить, что урок должен быть направлен не только на получение прочных предметных знаний, но в то же время и на развитие национального общественного сознания за счет приобщения молодого поколения к духовным и культурным ценностям своего народа для формирования внутренней культуры личности. Учитель должен придерживаться основного принципа: активная деятельностная доминанта учащегося на уроке, которая и формирует внутреннюю учебную мотивацию.

Задача учителя: опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им усвоить знания и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному изучению. При организации такого изучения с учетом возрастных особенностей детей появляется возможность показать мир во всем его многообразии, привлекая научные знания, литературу, историю, культуру, музыку и живопись.

При интегрированном обучении урок не должен быть разрозненным на мелкие кусочки, не связанные друг с другом. Он должен быть похож на мозаику: из разных кусочков складывается единая увлекательная картина.

На интегрированных уроках повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников.

Различают два уровня интеграции учебного материала:

-внутрипредметная- интеграция понятий, знаний, умений и навыков и т.п. внутри отдельного учебного предмета;

-межпредметная- синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

Внутрипредметная интеграция направлена на соединение материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. Например, я модифицировала программу по геометрии в 11 классе (учебник  А.В.Погорелова). Изучение материала проходит блоками: I. Многогранники, II. Круглые тела. При изучении определенного вида геометрического тела у учащихся создается целостное представление о нем, начиная с определения, свойств, и заканчивая вычислением площади поверхности и объема этого тела. Так изучение темы «Многогранники» проходит по следующему плану.

I.Многогранники (48 часов).

1. Лекция по теме «Многогранник. Виды многогранников. Призма. Параллелепипед. Площадь поверхности и объем».          6 часов

2. Параллелепипед. Виды  параллелепипедов. Решение задач на нахождение объемов, площади поверхности, сечений фигуры.    8 часов

Контрольная работа №1 2 часа

3. Призма. Виды призм. Решение задач на нахождение объема, площади поверхности.

8 часов.

Контрольная работа №2   2 часа

4. Лекция по теме «Пирамида. Виды пирамид. Площадь поверхности и объем пирамиды».

6 часов

5. Правильная пирамида, ее свойства. Решение задач. Самостоятельная работа №1. 8 часов

6.Пирамида, у которой боковые ребра равны.   4 часа

7. Пирамида, у которой боковые грани наклонены к основанию под одинаковым углом.

4 часа

8. Произвольная пирамида.  4часа

9. Контрольная работа №3   2 часа

Межпредметная интеграция- проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний. Межпредметная интеграция обогащает внутрипредметную.

Объект математики- весь мир, и его изучают все остальные науки. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным образом проникают на урок элементы занимательности.

В своей работе использую следующие формы учебных занятий:

Многие математические теории при формальном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Обращение к историческим событиям создает эмоциональный подъем в классе. Даже неинтересная тема увлекает детей. Ведущая идея в моей педагогической математической практике- максимально раскрыть красоту предмета, его связь и гармонию с другими науками. В течение 14 лет я работаю в классах гуманитарного  направления, что позволяет мне на своих уроках показывать связь математики с литературой и искусством, историей и архитектурой, даже музыкой и английским языком. Равнодушие к искусству вредно отражается не  только на умственных способностях, но и на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы.

Как же учителю математики противостоять распространяющейся ныне бесвкусице и равнодушию к прекрасному? Только путем включения «других искусств» в свои уроки. Покажу на примере из собственного преподавания.

XI класс. Тема «Конус».

Урок начинается с демонстрации картины Шишкина «Корабельная роща» (можно использовать любую картину на которой изображены сосны). Задаю  классу шутливый вопрос: «Какая связь между картиной и вот этим телом?» (Демонстрируется модель конуса). Выслушиваю варианты ответов., которые весьма различны. А связь оказывается самая непосредственная. На картине изображены сосны, а модель, которую я держу в руках, называется конус, что в переводе с греческого означает «сосновая шишка».

С этой шутки начинается изучение конуса, которое проходит вполне серьезно. Изучаются формулы  для вычисления   поверхности и объема конуса. В конце урока предлагаю школьникам послушать строки из трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» :

Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,-

И гордый холм возвысился,

И царь мог с высоты с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли.

Вопрос: «Какой высоты мог быть такой холм? На сколько километров может увеличиться панорама для наблюдателя, поднявшегося с подножья холма к его вершине!»

Чтобы подготовить подобные уроки, тесно сотрудничаю с учителями литературы, МХК, истории.

Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.При проведении таких уроков развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся.Ведь работа учителя и ученика в таком русле доставляет радость, является продуктивной и не приводит к обоюдной деградации личности.

Красота тесно связана с симметрией. Поэтому при изучении темы «Симметрия» открываются широкие возможности показать красоту математики и ее связь с жизнью.

Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. На этот счет хорошо высказался известный французский архитектор  Ле Корбюзье. В своей книге «Архитектура XX века» он писал: «Человеку необходим порядок; без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек. Он делает умозрительные построения, основываясь на порядке, который продиктован ему потребностями его психики, - это творческий процесс. Творчество есть акт упорядочивания».Далее, на таком интегрированном уроке учитель истории с помощью сообщений учащихся раскрывает симметрию в архитектуре на примере храмов, соборов и других исторических архитектурных сооружений.

Большой интерес у учащихся вызывает сообщение о том, что в музыке тоже используется симметрия. «Душа музыки- ритм- состоит в правильном повторении частей  музыкального произведения,- писал в 1908 году известный русский физик Г. В. Вульф, - правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии.

Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т. е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать». Затем учащиеся заслушивают некоторые музыкальные произведения, подготовленные совместно с преподавателями музыки. (В нашей гимназии есть для этого широкие возможности).

Самое непосредственное отношение к симметрии имеет композиция. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете утверждал, что «всякая композиция основана на скрытой симметрии». Владеть законами композиции- значит владеть симметрией.

Нас всегда будут восхищать «орнаменты», созданные великим русским поэтом А. С. Пушкиным. Вот относительно изящный пушкинский «орнамент».

 

В тот год осенняя погода                                Куртины, кровли и забор,

Стояла долго на дворе                                    На стеклах легкие узоры

Зимы ждала, ждала природа.                          Деревья в зимнем серебре,

Снег выпал только в январе                            Сорок веселых на дворе

На третье в ночь. Проснувшись рано             И мягко устланные горы

В окно увидела Татьяна                                   Зимы блистательным ковром.

Поутру побелевший двор,                               Все ярко, все бело кругом.

 

В заключение урока учащиеся знакомятся с шедеврами великих художников. Например, картиной В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» и др.

Мы видим, что симметрия играет определяющую роль не только в процессе научного познания мира, но так же и в процессе его чувственного эмоционального восприятия. Природа- наука- искусство. В подготовке таких интегрированных уроков самое активное участие принимают сами учащиеся. При этом они испытывают огромное удовлетворение от проделанной интересной работы, повышается их познавательный интерес к математике как науке .

Таким образом, можно убедиться, что как цель обучения интеграция помогает школьникам воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция, как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой межпредметных связей.

Кроме того, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся  за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Так же повышается роль самостоятельной работы учащихся и их познавательный интерес ко всем предметам.

 

 

 

Литература:

 

  1. Т. Н. Лейкина «Научиться придумывать», Санкт-Петербург, 1994
  2. А. Е. Подалко «Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся»,М.Просвещение, 1988
  3. И. М. Виноградов «Аналитическая геометрия», издательство «Наука», 1986
  4. А. М. Прохоров «Большая советская энциклопедия в 30 томах», издательство «Советская Энциклопедия», 1971
  5. Журналы «Математика в школе»

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio