Печать

Создание условий для формирования

универсальных учебных действий на уроке

 

Демидова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №97
Выборгского района Санкт-Петербурга

Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Для решения этих задач необходимо развивать логическое и рациональное мышление и учиться работать в коллективе. (№1)

Универсальные учебные действия создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Умение учиться обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.   Формирование у учащихся универсальных учебных действий, а также достижение метапредметных результатов обеспечивается эффективным применением современных технологий обучения.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения, что обеспечивает развитие мышления, способности к анализу и рефлексивно-оценочной деятельности.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, то есть превратить урок в пространство эффективного общения. На уроке реализуются такие грани диалога, как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использование приемов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности. (№2,3)

Технология дифференцированного обучения опирается на изучение особенностей человека. Ее цель – оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы учебная деятельность была успешной. Она позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. При этом снижается тревожность учащихся, формируется их адекватная самооценка.

Технологии личностно ориентированного обучения предполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Эта технология создает  оптимальные условия для активизации  мыслительных, речевых, поведенческих, коммуникационных, творческих, физических, эмоционально-чувственных процессов.

Рефлексивное обучение помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности. Использование этой технологии дает  возможность учителю отслеживать в ходе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи.(№3)

Ненасильственное обучение позволяет использовать психологические и педагогические средства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, помогает учителю уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности.

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Приказ Минобрнауки от 06. 10. 2009, №373

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.

3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1994

 

Joomla SEF URLs by Artio