Печать

   Принципы построения дополнительных развивающих программ (в т.ч. во внеурочной деятельности) определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи, методы и средства воздействия.
   Составляя различного рода развивающие программы, необходимо опираться на ряд принципов. Рассмотрим их подробнее.
   Принцип системности развивающих и профилактических задач отражает взаимосвязь развития сторон личности ребёнка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
   Другими словами, каждое качество ребёнка находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов – на уровне благополучия, что соответствует норме развития; на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, что объективно выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.
   В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому отставание в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностями отклонениям в развитии интеллекта ребёнка и наоборот. Например, неразвитость и учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального интеллекта.
   При определении целей и задач развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями развития ребёнка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
   Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода проблемы в обучении. С другой стороны, взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребёнка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счёт интенсификации сильных сторон посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психолого-педагогического воздействия на ребёнка должна быть направлена не просто на развитие; но и на предупреждение вероятных затруднений, на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
   Таким образом, цели и задачи любой развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трёх уровней:   1. коррекционного –разрешение трудностей развития;   2.   Профилактического – предупреждение трудностей в развитии;   3.  Развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
   Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность развивающей работы.
    Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания помощи ребёнку. Принцип реализуется в двух аспектах.
   1. Началу осуществления работы обязательно должен предшествовать этап диагностический, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения  сформулировать цели и задачи развивающей программы.
   Эффективная программа может быть построена лишь на основе педагогической диагностики ребёнка. В то же время самые точные диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой педагогических развивающих мероприятий. 
   2. Реализация  развивающей программы требует от учителя постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребёнка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства воздействия на ребёнка. Иначе говоря, каждый шаг должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учётом конечных целей программы.
   Принцип приоритетности причинного типа. Выделяют два типа развивающей работы в зависимости  от её направленности: симптоматическую и каузальную (причинную).
Симптоматическая направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Принцип приоритетности развивающей работы каузального типа означает, что приоритетной целью проведения развивающих мероприятий должно стать устранение причин трудностей в развитии ребёнка.
   Деятельный принцип. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Деятельный принцип определяет тактику проведения работы через организацию активной деятельности ребёнка, в ходе которой создаётся необходимая основа для позитивных сдвигах в развитии его личности. Взаимодействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребёнка.
   Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребёнка возрастной норме и признание факта уникальности и неповторимости конкретной личности.  Нормативность следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития. Учёт индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребёнка.
   Развивающая программа не может быть усреднённой, обезличенной или унифицированной. Напротив, она должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации и утверждения самости.
   Принцип комплектности методов психолого-педагогического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приёмов практической психологии и педагогики.
   Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в развивающих программах определяется ближайшей ролью, которую играет ближайший круг общения в психологическом развитии ребёнка.
   Система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют основной компонент социальной ситуации развития, определяют зону ближайшего развития. Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, целостная система социальных отношений.
   Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы  и использование активизирующих методов коррекции интеллектуального  и перцептивного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в её различных формах.
   Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребёнком программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых – сначала с учителем, а затем самостоятельно – приводит к формированию у него необходимых умений и действий.
   Принцип возрастания сложности заключается в том. Что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальная трудность  материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Уровень трудности должен быть доступен конкретному ребёнку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и даёт возможность испытать радость преодоления.
   Учет эмоциональной сложности материла. Этот принцип требует, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Развивающее занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
   Программа развивающей работы должна быть обоснованной. Работа должна быть на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей ребенка.
   Для осуществления развивающих воздействий необходимы создание и реализация определенной модели развития: общей, типовой, индивидуальной.
   Общая модель – система условий оптимального возрастного развития личности в целом – предполагает расширение, углубление, уточнение представлений ребенка об окружающем мире, людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья. Необходимо оптимально распределять нагрузку в течение занятия, дня, недели, года, вести контроль и учет состояния ребенка.
   Типовая модель основана на организации практических действий на различных основах. Направлена на овладение различными компонентами действий  и поэтапное формирование различных действий.
   Индивидуальная модель включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития ребенка, его интересов, обучаемости, проблем; выявление ведущих видов деятельности, особенностей функционирования мышления, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни.
   Существуют различные типы развивающих программ: стандартизированные или свободные (ориентированные на настоящий момент). При стандартизированной программе четко обозначаются этапы, известны необходимые материалы, требования. Перед началом осуществления развивающих мероприятий педагог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам.
   При свободной программе педагог самостоятельно составляет развивающую программу, формирует цели и задачи этапов, продумывает ход встреч, определяет критерии оценки результата достижений для определения возможностей перехода к следующим этапом программы.
   Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через комплекс, представляющий собой системное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
   Развивающая деятельность учителя на внеклассных занятиях будет
эффективной когда она опирается правильно составленную программу.
   При составлении развивающей программы необходимо осуществить: четкое формулирование целей внеклассной развивающей работы; определение круга задач, конкретизирующих цели развивающей работы; выбор стратегии и тактики проведения развивающей работы; четкое обоснование формы работы с детьми; отбор методик и техник работы; определение времени, необходимого для реализации программы; определение частоты необходимых занятий; планирование деятельности каждого занятия; содержание каждого занятия; участие других лиц в работе (семья, другие учителя, прочие значимые взрослые);
контроль динамики развивающей работы; подготовку материалов и оборудования возможности внесения дополнений и изменений в программу.

Joomla SEF URLs by Artio