Печать

Открытый урок по истории Санкт-Петербурга (8 класс)

Мы – петербуржцы, но мы разные…

Цель урока: Способствовать формированию представления о том, что подлинный петербуржец, независимо от его национальности, вероисповедания, места рождения, социального происхождения. обладает отличительными чертами поведения, умением грамотно использовать культурный потенциал города, который способствует сохранению и обогащению культурного наследия Санкт-Петербурга. Задачи учителя: Создать педагогические условия, при которых ребята: 1.воспримут «разность» жителей Петербурга как закономерное явление; 2.поймут, что петербуржцы должны обладать определенными качествами; 3.оценят собственное поведение. Основные вопросы содержания урока: 1. Мы разные…. 2.Что общего у нас… 3.Кого считают настоящим петербуржцем? 4.Могут ли меня считать настоящим петербуржцем? Мотивационный блок Демонстрация данных о составе населения различных городов Европы. Комментарии: (мега – большой, полис - город) городом-мегаполисом считается город. в котором проживает около и более 5 млн. человек В Париже с окрестностями (Большом Париже) около 11 млн. а непосредственно в Париже 2.5 млн. человек; в Лондоне ( с окрестностями) чуть более 7 млн. человек .в Берлине .3.5 млн. в Хельсинки более 380 тысяч человек. В Стокгольме – менее 2 млн. человек. Санкт-Петербург можно назвать городом-мегаполисом .количество его жителей 5 млн. Ход урока 1. Мы разные… Ребята, в нашем городе проживает очень много народу, но все мы разные. Разные по возрасту, по времени проживания, по национальности, по вероисповеданию. Все кто сейчас находится в классе тоже разные. Мы сегодня с вами будем работать в группах (группы по 5 человек). Задание и таблица 1.Прочитайте текст. 2.Каждому члену группы отметить в таблице (+) те сведения, которые соответствуют личной биографии. 3.Каждая группа должна заполнить таблицу и сообща сделайте вывод о том. Кто является жителем Петербурга. Мы…… член Член группы Член группы Член группы Член группы Родились в Петербурге Коренные жители Петербурга Русские После высказывания представителя каждой группы подводится итог о «разности одноклассников». 2. Что общего у нас… В ходе обсуждения вопроса: «Что общего у нас. таких разных….» учащиеся приходят к выводу. что их объединяет класс( они - одноклассники), школа, район, город. 3. Кого считают настоящим петербуржцем? Это основной этап урока. Начинается он с поставки проблемы. Ребята, в городе мы можем сегодня увидеть рекламу со следующим текстом: «Хочешь стать петербуржцем –купи квартиру в Петербурге». Справедливо или нет данное утверждение; достаточно ли наличия квартиры, чтобы стать настоящим петербуржцем? После этого обсуждения группам учеников предлагается сформулировать отличительные признаки настоящего петербуржца. работая с текстами. Тексты: Группа А. (Работа с биографиями настоящих петербуржцев .Учащимся предлагается не более 3 развернутых биографий). Задание: прочитайте биографии петербуржцев и сформулируйте отличительные черты настоящих петербуржцев. Принципы отбора биографий: 1.Знаменитые петербуржцы. чьи фамилии знакомы детям по книгам. кинофильмам. названиям улиц .памятникам. 2.Почетные граждане Санкт-Петербурга (например: Лихачев, Алферов….) 3.Родственники детей (без фамилий). В тексте биографии должны быть отражены следующие данные: место рождения; национальность; социальное происхождение; внешний вид (аккуратность .стиль одежды и т.д); отличительные особенности поведения. Отношение к городу. Именно по этим параметрам мы должны определить характерные черты настоящих петербуржцев. Группа Б.(Работа с высказываниями гостей города о петербуржцах). Задание: Прочитайте высказывания о петербуржцах. Подчеркните в текстах слова, которыми иностранцы и жители других российских городов характеризуют петербуржцев. 1.Французский артист Жерар Депардье: « Первый раз я приехал в Петербург, о котором до этого знал только по книгам Достоевского, полюбовался дворцами, соборами, набережным и замечал, что люди, которые ходят по этим улицам, не похожи на москвичей, что за лицами этих людей стоит другая культура. Петербург - это перекресток веков, поэтов, прекрасных женщин, а также мировой архитектуры. Мне представляется, что в самом характере петербуржцев есть что-то сильное, мощное». 2.Литовский артист Юозас Будрайтис: « Питер - элегантный российский город .и люди там особые. Более вежливые и интеллигентные» 3.Пианист из Грузии: « Петербуржцы очень внимательны и деликатны к другим. Они всегда объяснят, как проехать по городу. Где провести свободное время. На концертах они так слушают. Что хочется играть и играть! В жизни не встречал таких доброжелательных слушателей!» 4. Житель Воронежа: « Я всегда с удовольствием общаюсь с ленинградцами. Большинство из них аккуратны, подтянуты, со вкусом одеты. Они умеют слушать других, не высокомерны, вежливы». 5.Гость из Англии; « Меня поразили очереди в петербургские музеи. Заполненные зрителями концертные и театральные залы. Многочисленные экскурсии по городу. обилие покупателей в книжных магазинах. Очень похвально. что петербуржцы используют те богатства. которые имеет Петербург». ГРУППА В. (Работа с обьявлениями и описанием поведения на улицах города. Из приведенных ниже текстов учащимся следует выбрать не более 5). Задание: Прочитайте тексты. Обратите внимание на выделенные слова. Используя их, сформулируйте стиль поведения настоящих петербуржцев. 1.Обьявление на дверях станций метрополитена: « Придерживайте. Пожалуйста, двери». 2. Обьявление в метрополитене : «Уважаемые пассажиры! Будьте взаимовежливы. Уступай места пожилым людям. Пассажирам с детьми..» 3.Обьявление в театре: « Уважаемые зрители! Просим на время спектакля отключить ваши мобильные телефоны… не мешать актерам и соседям по залу». 4.Обьявления в газетах. по радио: « Уважаемые петербуржцы! Не будьте равнодушными. Примите участие в субботнике по уборке города….» 5..Из впечатлений иностранного гостя Петербурга: «Незабываемое зрелище - переход через петербургскую улицу, люди бегут на красный свет, кидаются прямо под колеса машин, лавируют между движущими машинами. Редкий пешеход дожидается зеленого сигнала - проявляет уважение к закону. к водителям автомобилей.» 6. Мнение жителя небольшого поселка: «Я много слышал об особом стиле поведения петербуржцев. Однако я встретил молодых людей. которые громко разговаривают в транспорте . употребляют нецензурные выражения.. На улице они грызут семечки. Бросают пустые бутылки и пакеты на обочину дороги .на газоны .разрисовывают свежеокрашенные стены. Мне кажется. что они не любят город, не уважают окружающих людей, ведут себя не как цивилизованные люди, а как варвары.» 7.Мнение жителя города, переехавшего в Петербург из Челябинска: «Очень скучаю о своих челябинских соседях по лестнице. У нас с ними сложились такие добрые отношения! Мы помогали друг другу. Старались не мешать. У нас в подъезде всегда было чисто. А сейчас в Петербурге совсем все иное: соседи друг друга не знают. Не здороваются. Вечерами за стенами гремят телевизоры, магнитофоны. Громко хлопают входные двери, а в подъезде такая грязь!» 8.Из впечатлений коренного петербуржца». Молодожены приезжают в самый счастливый день своей жизни. в день свадьбы. на спуск Стрелки Васильевского острова. Они любуются прекраснейшей панорамой города. делятся своей радостью с Невой. Эта традиция – свидетельство любви к городу пониманию его красоты. Но зачем они бьют, здесь бутылки из под шампанского и фужеры? Засыпанный осколками спуск становится опасным для других!» 9.Александр Дюма был удивлен тем. что на Невском проспекте - главном проспекте города соседствуют храмы разных вероисповеданий. Именно поэтому он назвал Невский улицей веротерпимости. И действительно в нашем городе мирно соседствовали и соседствуют православные. католики. протестанты. лютеране. мусульмане и иудеи. 10. В высших учебных заведениях нашего города обучаются студенты из Африки . Азии. По мнению некоторых из них. Петербуржцы в основном относятся к ним дружелюбно. Однако встречаются и агрессивно настроенные молодые люди. Которые нападают на студентов с другим цветом кожи. 11 .12 ноября 2007 года петербуржцы торжественно встречали футбольную команду «Зенит». Всех игроков русских и иностранцев. Коренных петербуржцев и некоторых петербуржцев встречали одинаково, как национальных героев. 12. На иностранных предприятиях «Кока- кола». «Жилет». «Форд». «Мальборо» работают петербуржцы и иностранцы. Отношения между ними строятся. Прежде всего. На уважении профессиональных качеств друг друга. После обсуждения текстов в группах, все ученики в совместной беседе определяют качества настоящих петербуржцев. Подведение итога урока: Все жители города разные ( коренные и некоренные .разной национальности и разного вероисповедания. разного социального положения), но всех их объединяет Петербург. Однако не всех жителей Петербурга можно назвать петербуржцами. Настоящий петербуржец обладает определенным стилем поведения. Потребностью использовать культурный потенциал города, внести вклад в сохранение и обогащение культурного наследия. Учащимся предлагается объяснить название урока, которое противоречит выводу. Сделанному учителем: « Мы разные, но мы – петербуржцы». Домашнее задание: 1. Задумайтесь над вопросом : можешь ли ты считать себя петербуржцем? (Самооценка не озвучивается). 2. Выбери среди окружающих тебя людей одного, кого бы ты назвал настоящим петербуржцем. Обоснуй свой выбор.

Joomla SEF URLs by Artio