Печать

Образ учителя у первоклассников

Абралава Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №436 Санкт-Петербурга

  Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что учитель для первоклассника не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию. Учитель для первоклассника – совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок?     Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова- наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определить будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.

Целью данного исследования является выявление особенности эмоционального отношения первоклассников к учителю.

Гипотеза исследования состояла в том, что эмоциональное отношение учащихся начальной школы к своему учителю во многом определяется отношением к родителям.

Для подтверждения гипотезы и достижения цели предполагалось решить следующие задачи:

1.     Изучить литературные источники, раскрывающие данную тему.

2.     Выявить особенности эмоционального восприятия образа матери первоклассниками.

3.     Выявить особенности эмоционального восприятия образа отца первоклассниками.

4.     Выявить особенности эмоционального восприятия образа учителя первоклассниками.

5.     Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального отношения к родителям и учителю.

 

Предметом исследования являются особенности эмоционального отношения учащихся первого класса к своему учителю.

Объект исследования – учащиеся 1 класса средней школы № 436 г. Ломоносова Санкт-Петербурга.

Исследование проводилось в 2011-2012 учебном году. В нем принимали участие 45  первоклассников. Из них 25 учащихся отобранных при наборе для углубленного изучения ряда предметов. Дети в основном из благополучных семей, социально и материально защищенные. Вторая группа первоклассников состоит из 20 человек. Класс обучается по обычной программе. Из 20 человек 6 учащихся из многодетных семей и 6 учащихся из неполных семей (дети матерей-одиночек).  Много детей социально запущенных даже при наличии обоих родителей.

 

 Особый интерес, в данном исследовании, представляют мальчики, живущие с одинокой матерью, (в моем классе таких 5 человек). Для них, в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении и учении, чувство одиночества, отверженности, негативное самоощущение. Учитывая, что эти особенности были выявлены в изображениях мамы, папы (либо значимого мужского образа), но в  текстах-описаниях отца, их можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития детей.

Таким образом, можно предполагать, что у мальчиков, живущих в неполных семьях, отсутствует объект идентификации. С другой стороны, мать, понимая, что ребенку необходим отец, сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери- материнской любви, терпимости, теплоты. Поэтому здесь неоценима компенсаторная роль учителя. Сможет ли учитель найти подход к такому ребенку? Способен ли удовлетворить его ведущие потребности? Во многом положительный исход будет определяться личностными качествами , профессионализмом учителя,  т.к  именно учитель для первоклассника является авторитетным, значимым лицом.

Большинство детей хотят идти в школу, им нравится новая социальная роль, статус ученика. Но есть дети, которые не готовы к принятию новой «социальной позиции», они отрицательно реагируют на школу, учителя. Итак, как такой ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в его жизни. Все это может зависеть от учителя. Важно, чтобы школа привлекла ребенка своей деятельностью- учением. И эту ступеньку в мир взрослости ребенок должен преодолеть вместе с заботливым, внимательным и чутким учителем. Сколько бы внимания и терпения не потребовалось, чтобы изменить отношение к школе, вселить веру в свои силы. И здесь во многом учителю должны помогать родители, т.к только в тесном сотрудничестве можно создать благоприятные условия для дальнейшего  развития ребенка.

Таким образом. Более комфортные отношения,  не травмирующие друг друга, у учащихся первого класса определяют характер отношений с учителем, которые осознаются детьми и проявляются наиболее ярко при словесном описании. В другом классе при наличии проблем в детско-родительских отношениях более позитивное отношение к матери. Это отношение ярко проявилось на неосознаваемом уровне в рисунках детей.

Joomla SEF URLs by Artio