Печать

Технологии здоровьесбережения на уроках английского языка

в начальной школе

Желтоножко Анна Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №471 Санкт-Петербурга

 

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальны на современном этапе. Определенные явления в обществе способствовали изменению мотивации учебной деятельности у учеников, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В связи с этим необходимым стало использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. “Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.” (Н.К. Смирнов)

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

1.     “ Не навреди!”- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, не наносящими вреда.

2.     Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3.     Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4.     Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5.     Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту детей.

6.     Комплексный, междисциплинарный подход – единство действий всех участников образовательного процесса.

7.     Успех порождает успех – в любом поступке/ действии акцент делается на хорошее, а потом отмечаются недостатки.

8.     Активность – активное включение в образовательный процесс.

Все здоровьесберегающие технологии можно подразделить на три основные группы:

·        Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия обучения;

·        Технологии оптимальной организации учебного процесса:

·        Разнообразные психолого-педагогические технологии.

От правильной организации урока зависит во многом то состояние, в котором пребывает ребенок, зависит длительность его умственной работоспособности и возможность своевременного предупреждения утомления.

В этой связи нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители). Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). В связи с этим чередоваться должны и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации уч-ся (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д). Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к смена видов деятельности требует смены позы учеников. На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.

Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения  урока:

ПРАВИЛО №1.Правильная организация урока

ПРАВИЛО№2. Использование различных каналов восприятия.(аудиальное, визуальное, кинестетическое)

ПРАВИЛО №3. Учет работоспособности учащихся.

ПРАВИЛО №4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Говоря об уроке английского языка в начальной школе, обязательным условием успешности учителя и учащихся будет учет всех этих правил и четкое следование им при планировании и проведении уроков. Уроки должны проводиться в соответствии с требованиями ФГОС. Целью учителя должно быть, прежде всего, формирование и повышение мотивации к познанию (к изучения английского языка). Результатом качественно проведенного урока будет взаимный интерес, подавляющий утомление.

Каждый классный коллектив (группа), на уроке состоит из учащихся, наделенных разными способностями и имеющих разные личностные особенности. Учитывая особенности каждого ребенка, учитель должен излагать материал на доступном языке. Для учащихся с преобладающим  визуальным восприятием педагог может предлагать письменные формы работы на уроке, в разумном их сочетании с устными. Для аудиалов важным способом восприятия будут прослушивание аудиозаписей, рассказов, песенок, диалогов и монологов, просмотр видеофильмов. Для ребят с кинестетическим восприятием важными аспектами станут игровые моменты на уроке.

По мнению большинства ученых, урок, организованный на основе принципа здоровьесбережения , не должен приводить к сильному утомлению учеников. Утомление- это временное ухудшение состояния человека, выраженное в снижении его работоспособности.

О развитии утомления свидетельствуют:

·        Увеличение количества ошибок в ответах учеников:

·        Отвлечения внимания,рассеянность;

·        Шум в классе.

Обязательным элементом урока в начальной школе должны быть физкультминутки. Они способствуют предотвращению утомления, положительно влияют на работу мозга, улучшают кровоснабжение.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1-3 минуты, а количество их на уроке зависит от форм работы. На уроках английского языка могут применяться физкультминутки с видео или аудио сопровождением, анимированные, что повышает интерес к ним у учащихся. Дети любит выполнять движения под музыку. Применение учителем физминуток на английском языке является и хорошим обучающим моментом урока с элементами релаксации. (приложение 2 к статье- “Физкультминутки для уроков английского языка”). Но, как и на любом уроке, на уроке английского языка целесообразно применять физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

1.     Снятие эмоционального напряжения.

На уроках английского языка на начальном этапе для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии. Игра может быть применима на уроке и как хорошая форма отработки лексического материала, грамматических конструкций, формирования навыков аудирования и чтения, орфографических и фонетических навыков. (приложение 2 к статье – “Игры на уроках английского языка”). Хороший эффект дает использование интерактивных программ, которые вызывают огромный интерес у учащихся.

2.     Создание благоприятного психологического климата урока.

В этом случае у педагога есть целый арсенал приемов. Это и спокойное ровное общение на уроке, внимание к каждому ученику, позитивное отношение учителя к желанию ребенка высказаться, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. В обстановке психологического комфорта успешность детей и самого учителя повышается.

3.     Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. (технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разные игровые технологии). Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы), создание ситуаций общения на уроках (учебно-речевых ситуаций), позволяющих каждому ученику проявить себя, свою инициативу, самостоятельность, выбор. Для решения этих непростых задач можно применять следующее:

·        Создать положительный настрой на работу в ходе урока;

·        Использовать проблемные творческие задания;

·        Стимулировать учеников к самостоятельности;

·        Рефлексия.

Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи сохранения здоровья школьников. Благодаря использованию современных технологий на уроках английского языка оказывается возможным обеспечить комфортные условия ученикам, учесть их индивидуальные особенности и минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

 

Приложение1.

Игры, применяемые на уроках в 2-4 классах.

Игра “Укрась елочку!”(2 класс, изучение темы “цвета”)

Цель: научить понимать высказывание;

Перед учениками искусственная елочка и много разноцветных игрушек. Учитель обращается к ребятам с просьбой “Hangupthebluedolphin, please.” И т.д.

Игра “Волшебный мешочек”(2-3 класс, изучение структуры isita…..?)

Цель: развитие грамматических умений.

В непрозрачный мешок складываю игрушки (животные), учащиеся угадывают, что за игрушка (isitacat?  Is it a dog?)

ИграЧтоон/онаделает?”  (“what’s she/he doing?) (3-4 класс тема presentcontinuousвопросительные структуры)

Цель: развитие грамматических умений.

Изображение на картинке перевернуто наоборот. Учащиеся поочередно спрашивают, что делает он/она на этой картинке.

Игра “Chainword” (применяется в любом классе на начальном этапе при изучении любой темы).

Цель: развитие навыков чтения и орфографических навыков.

Найди слова в этой строчке. (можно применить как соревнование между командами).

Workeyesausagearockitexcitegglass

(work, eyes, sausage, ear, rock, kite, excite, egg, glass)

Игра “Бинго”. (в любом классе при повторении темы “алфавит”, “числа”).

Цель: развитие навыков аудирования.

Ученики заполняют поле буквами/ числами. Учитель произносит любые буквы/ числа в произвольной последовательности, дети слышат и зачеркивают их на своем поле. Выигравший первым вычеркивает все буквы/ цифры и кричит “бинго!”

Игра “Назови, что я делаю” (3-4 класс тема presentcontinuous)

Цель: развитие грамматических умений.

Ученик у доски изображает действие, другие ребята по очереди комментируют (youaresleeping, youaredancing, youareplayingfootball).

Игра “Одень куклу” (2 класс тема “одежда”)

Цель: научить понимать высказывание;

Учащиеся изготавливают дома модель куклы и одежду для нее и наряжают своих кукол в разные наряды по команде учителя. (put on the coat, take off the coat, put on the dress, take off the dress, put on….)

ИграНазовислово” (just say the word!) (2 класс тема “звуки и буквы”)

Цель: развитие фонетических, орфографических  навыков, навыка чтения.

Учитель произносит слово по буквам, учащиеся его пишут и читают.

Если дети еще плохо знают написание букв, можно составлять эти слова из разрезной азбуки на парте.

Игра “Luckydip!”(”Удачная рыбалка!”)   (2 класс тема “Алфавит”)

Цель: развитие лексических навыков.

 Карточки с буквами лежат на столе учителя, ученики подходят и по очереди берут любую карточку. Их задача – назвать букву правильно и слово, которое начинается с этой буквы.

Игра “стоп!”(stop!) (2-4 классы)

Цель: усилить навыки произнесения слов по буквам и понимания слов.

Можно работать в парах. Один ученик задумывает слово, второй пытаясь его отгадать, задает вопросы: Istherealetter“E” inyourword? Если такая буква есть, ученик ее пишет в слове, если не – пишет букву Sв слове STOP. Если слово удалоcь угадать раньше, чем написать stop,  то ученик выиграл!

Игра “Кукольный театр”(Puppetshow) (2 класс)

Цель: развивать навыки монологической (диалогической речи)

Дети, надевая пальчиковую куклу на руку, проигрывают диалоги в парах (мини группах), либо выстраивают монолог на различные темы (например ситуация “знакомство”, “в магазине” и т.д.).

 

Приложение 2.

Физкультминутки на уроках английского языка в 2-4 классах.

 

Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!

***

Hands up, clap, clap!
Hands down, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Bend left, clap, clap!
Bend right, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!

***

Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

Упражнения для глаз

1. Начертите на доске или другим способом букву S. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку. Ее можно связать с изучаемой темой ( “Wealth is nothing without health”).

2. Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.

3. Можно использовать стихотворный способ для расслабления глаз.

Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.

Дыхательные упражнения:

Дети, представьте, что мы воздушные шарики (Weareballoons). Сейчас я буду считать, а вы на каждую цифру делаете глубокий вдох: one, two, three, four- дети делают 4 глубоких вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем, я буду считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох «Breath out!» — four, five, six, seven, eight.

  

 

Список литературы:

 

1.     Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.

2.      Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.

3.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

4.     Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов-на–Дону 2007.

5.     Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.

Joomla SEF URLs by Artio