Печать

Исследование мотивации учеников 7–10-х классов к обучению

О.В. Кореневская

 

Готовясь к педсовету, мы провели анкетирование учащихся 7-х и 10-х классов, с целью оценить их эмоциональное состояние на различных уроках. От того, с каким настроением ученики приходят на урок зависит их мотивация к обучению.

Ребятам было предложено ответить на 6 вопросов, оценив свое эмоциональное состояние по 4-х бальной шкале (от 0 до 3).

Вопросы:                                                                                           Оценки:

1.на уроке интересно                                                                        3-всегда

2.на уроке испытываю удовольствие                                              2-часто

3.испытываю радость                                                                        1-иногда

4.испытываю скуку                                                                           0-никогда

5.испытываю страх

6.испытываю стыд

 

Я сейчас кратко познакомлю вас с анализом этих анкет.

Если говорить об учениках 7-х классов, то около 35% ребят на первый вопрос (почти на всех предметах) выбирают ответ под цифрой 3,еще 40% – ответ под цифрой 2, и лишь 5% – ответ под цифрой 0.Примерно такие же результаты и по второму вопросу. Значит, ребята приходят на урок с желанием учиться, получать знания.

Что касается 10-х классов, то самые высокие показатели  ребята поставили по своим профилирующим дисциплинам:

10-б                 47% ребят показывают, что на уроке истории интересно всегда,

                         42% – что интересно часто

10-а                  72% ребят показывают, что на уроке математики интересно всегда,

                          24% – что интересно часто

а вот результаты по остальным предметам почти совпадают с ответами 7-ми  классников.

Т.о., мы видим, что в основном учащимся на уроке интересно, но если говорить о качестве знаний, то интерес учащихся к тому или иному предмету не всегда совпадает с хорошей оценкой по этому предмету. Значит, у ребят есть желание учиться, но у них не всегда это получается.

И здесь встает второй вопрос: на уроке ученики работают, а вот домашнее задание выполняют не все и не всегда. Поэтому не происходит закрепление материала, пройденного на уроке. Следствием этого является плохая успеваемость.

Интересное, с душой выполненное  дома задание  неоценимо помогает уроку. Его необходимо лишь грамотно использовать, все его положительные стороны не замедлят проявить себя.

Например: во-первых, данное вначале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала; во-вторых  правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт  домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика  работу; в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно  содержательнее, эффективнее, интереснее; в-четвертых, даст возможность грамотно связать несколько уроков в единую систему; в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания; в-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива. Домашнее задание – это не просто задание по конкретным предметам (хотя они тоже есть), а принципы и методы, которые лежат в основе продуктивности и эффективности работы учеников дома. При сообщение домашнего задания встает вопрос: на какие потребности, привычки, склонности, интересы учеников следует обратить внимание? Правила мотивации урока и домашнего задания одни и те же. Если речь идет о познавательных заданиях, необходима интересная постановка проблемы (например, в 7 классе на уроке истории А. Г. Жаринов предложил ученикам сыграть в сыщиков и расследовать убийство короля Генриха IV). Если речь идет о тренировочных заданиях, которые школьники называют скучными, то в данном случае мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков (например, задания по алгебре, которые дают Ю. П. Герке, Т. Е. Миноженко). Важным является воспитание в школьниках чувства ответственности за успех урока. Сильным мотивирующим фактором может быть понимание учащихся того, что от качества выполнения ими домашней работы: аргументации проблемной дискуссии, доклада, сообщения, зависит тот факт, будет ли достигнута на уроке намеченная цель. Например, различные сообщения учащихся на уроках биологии у О. И. Кузиной, химии Т. А. Радюкиной, географии Ю. А. Чернышевой.

Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Планирование домашнего задания – необходимая составная часть всего учебного процесса. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить время для проверки и оценки выполнения домашнего задания. Не забывайте также про индивидуальные домашние задания, которые позволяют испытывать чувство успеха даже тем школьникам, которые по большинству предметов слабо успевают. Такое задание дает этим ребятам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая отношение учащихся к обучению в школе более позитивным. Такие задания часто использует Г. Н. Михайлов.

Если домашнее задание является интересным и личностно значимым, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли для школьника. Тем не менее, перед учителем постоянно встает проблема ограничения объема домашнего задания, так как перегрузки учащихся не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью детей. Там, где прочно налажена связь учителя со школьниками, где дети знают, что домашние задания даются для их же пользы, они сами информируют учителя о своей загруженности и о днях, когда они особенно заняты подготовкой уроков. Опытные учителя вместе со своими учениками ищут и находят разумный выход их этого положения. Примером такого подхода может служить интегрированное домашнее задание. Например, задание по литературе у О. И. Кочержук учеников 7 класса (написать отзыв о произведении В. Шекспира «Ромео и Джульетта») было также оценено учителем МХК Г. А. Гришаевой и учителем истории А. Г. Жариновым. Таким образом, за одно задание ребята получили оценки по трем различным предметам, что позволило им затратить меньшее количество времени на выполнение домашних заданий. Такого рода интеграция между учителями позволяет разгрузить детей и дает ученикам возможность более качественно выполнять домашние задания.

Joomla SEF URLs by Artio