Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 

Физическое воспитание ребенка в семье.

(консультация для родителей)

    Проблема физического воспитания детей в последние годы очень актуальна не только  в области медицины, но и в области педагогики. Важность физического воспитания подрастающего поколения подчеркивали многие педагоги. Целью физического воспитания ребенка является охрана и укрепление его здоровья. Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени, складываются положительные черты характера.

     Первоначальное воспитание (и общественно-нравственное, в частности)
начинается в семье. Семейное воспитание — основа основ. Именно от его
качества, организации зависит, какой личностью станет ребёнок, станет ли он
вообще борцом, «настоящим человеком». П.Ф. Каптерев отмечает важность
всестороннего развития ребёнка: телесного, общественно-нравственного,
умственного и так далее. Рассмотрим подробнее физический аспект воспитания.
      Петр Фёдорович утверждает, что ребёнка необходимо воспитать физически
сильным, ловким, мужественным. Развитие характера должно идти точно
также - с подготовки благодатной почвы для его дальнейшего формирования.
Такой почвой являются: крепкое тело, сильные нервы и мускулы. Между
этими факторами и стойким характером существует довольно тесная связь:
сильные мышцы и крепкое тело сами по себе побуждают человека к
энергичной деятельности. Если обладатель сего встретит на своем
жизненном пути какие-либо трудности, он не откажется от достижения своей
цели, побуждаемый энергией, накопленной в его теле, прямым путем или
обходным, преодолеет препятствие и достигнет поставленной задачи. Кроме
того, для выработки стойкого характера необходима уверенность в себе,
испытанная надежда в свой силы, иначе невозможно, ведь человек не может
добиться своей цели не будучи уверенным в возможности ее достижения.
Если ребенок будет более слаб, чем его товарищи, будет постоянно отставать
от них в разных играх, то сознание собственной физической слабости, своего
относительного бессилия будет парализовывать его. В доказательство этой
мысли Каптерев приводит высказывание Спинозы: "Человек, воображающий,
что он не сможет сделать какого-либо дела не может решиться действовать, а
потому действительно неспособен сделать данное дело". Конечно, наличие
или отсутствие крепких мышц и здорового тела не является единственным
фактором, обуславливающим возможность возникновения стойкого
характера, однако эта задача осуществляется намного легче при работе с
крепким ребенком и усложняется при работе с хилым. Таким образом,
крепкое тело и мышцы наряду с другими является важным условием при
образовании     мужественного   характера.

Средством укрепления тела является рациональное физическое воспитание, начинающиеся с первого дня жизни ребенка: детям должна быть предоставлена полная свобода и возможность движения. Необходимо соблюдать определенные гигиенические требования; ребенок должен получать достаточно хорошей еды, свежего воздуха - должен получать все необходимое для нормального функционирования его организма. Он должен научиться двигаться сам, самостоятельно упражнять, напрягать свои силы, самостоятельно падать и вставать. Самостоятельно управлять своим телом и самостоятельно помогать себе. Эти навыки - начало всякой инициативы, самостоятельности, а так же источник стойкости характера. Для достижения этого автор предлагает воспользоваться системой закаливания: «не изнеживать» ребёнка, создавая при этом все необходимые условия для его благополучного физического развития. К этим условиям относятся правильное, умеренное питание, физические нагрузки, игры и прогулки на свежем воздухе, активный, подвижный образ жизни ребёнка.                                Детская игра, занимая по количеству времени, отдаваемого ей, видное место, имеет, несомненно, и важное значение в развитии человека. Прошло то время, когда она считалась пустяком, таким явлением, на изучение которого взрослому было бы стыдно тратить много времени; теперь уже все, кажется, убедились, что игра — весьма и весьма характерное, существенное явление в детской жизни. С детской игрой серьезно должны считаться родители и воспитатели. Самые ранние и простые игры - физические, подвижные, главное содержание которых составляют движения. Их можно разделить на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела, без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью разнообразных орудий. К первому разряду принадлежат: простые движения руками, ногами, головой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и беспорядочное, а потом комбинированные и систематические - беганье, прыганье, скакание, танцы, разные свободные. Ко второй группе принадлежат: бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и другое. Игра есть явление очень сложное, одновременно физическое и психическое. Особое значение Каптерев придаёт развитию у ребёнка способности преодолевать и справляться со страданиями (телесными и духовными), мотивируя это тем, что страдания являются неотъемлемой частью нашей жизни, они естественны и неизбежны. Конечно, родители должны как можно тщательнее и лучше заботиться о ребёнке, но, отгораживая его полностью от страданий, они оказывают своему чаду медвежью услугу, делая его изнеженным, неприспособленным к реальной жизни, слабым, что полностью противоречит описанному Петром Фёдоровичем образу борца: «...изнеженный человек и борец несовместимы в одном лице. Дело не в том, чтобы не знать страдания, а в том, чтобы терпеливо и мужественно переносить его, бороться с ним соответствующими мерами, знать, что страдание пройдёт и что против него есть средства. Пусть оно (дитя) смело глядит в глаза даже действительным детским опасностям. В обратном случае ребенок является не самостоятельным существом, а объектом излияния ничем не сдерживаемых эмоций, желаний и страстей воспитателя - "куклой, забавой, предметом удовольствия и развлечения, и такой драгоценностью, относительно которой необходим миллион предохранительных мер и правил". Результатом такого обращения будет сначала слабое, вялое тело, а потом и отсутствие энергии в характере, духовная вялость и слабость. Для исправления последствий такоговоспитательного подхода в дальнейшем понадобятся "особо благоприятные воспитательные условия". Следовательно,  среда должна оставаться чуждой таким вещам как: пугливость, женская сентиментальная чувствительность, боязливость и так далее. Обеспечить это - задача ближайшего окружения ребенка - родителей, нянек . Их личный пример, действия могут воспитать в нем (ребенке) как нормальное отношение к какому-либо предмету или явлению, так и извращенное - повышенное внимание, чувствительность к боли, страх необычно выглядящих людей, вещей и животных, необычных явлений, а так же неизбежных маленьких неприятностей. Сформированные таким образом  страхи  будут в дальнейшем мешать человеку жить, в самом корне подтачивая его силы и энергию". П.Ф.Каптерев  предаёт большое значение физическим упражнениям, требующим силы и ловкости. Они делают мышцы и тело ребенка крепкими, что ведет к увеличению энергии в его организме, а следовательно и его жизненной активности, а также увеличивает его веру в свои силы, а то, что упражнения требуют ловкости,  систематического труда, а в случае неудачного выполнения несут известный риск, вырабатывает решительность и мужество у ребенка. Для сохранения здоровья и развития мужества, писал П.Ф.Каптерев, имеют большое значение телесные упражнения, общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, занятия спортом. Детям дошкольного возраста должна быть представлена возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах. Родителям следует проводить с детьми прогулки пешком, экскурсии на день, на два, на три. При этом важно иметь в виду, что указываемые упражнения имеют большое значение не только для физического, но и для духовного развития - выработка наблюдательности, быстрой сообразительности, внимания, умения в нужный момент напрягать все физические и духовные силы.

Условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральный рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.

Учитывая потенциальные возможности организма, органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденных особенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ее формирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировка занятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, система закаливания).

"Здоровый дух - в здоровом теле" - говорил Децим Юний Ювенал, древнеримский поэт - сатирик. Его современник, историк и писатель Плутарх, ссылаясь на Платона, советовал "не развивать тела без души, ни души без тела, но вести их согласно, как двух рысаков, запряженных в одну колесницу" . Римский философ и оратор Марк Тулий Цицерон учил, что "тело опускается вследствие усиленных занятий и чрезмерной усталости; дух, благодаря упражнению, становится более деятельным и подвижным".

Большое внимание физическому воспитанию детей уделял педагог, философ Дж. Локк ( 1632-1704). Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не на первом месте. "Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую- либо роль в мире нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства ".  Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели. "Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий". Подобные слова  говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. "Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые принято готовить в Англии; нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты,без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам". Из этих наставлений следует, что Локк хотел, чтобы ребёнок в будущем был неприхотлив в еде, и отсутствие пряностей или изысканного блюда не отражалось бы на его самочувствии и воспринималось им как должное. Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена. Введение элемента хобби в педагогическую систему значительно модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок действительно гораздо труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный человек. Важно отметить, что многие положения педагогической системы Локка актуальны и сегодня.

Известный отечественный учёный, анатом и врач П.Ф.Лесгафт(1837-1909) отмечал: «Физическое воспитание ребёнка должно быть направлено к тому, чтобы научить его владеть и управлять проявлением своих сил и своими действиями и подготовить ко всякой элементарной работе на столько, чтобы по слову или по написанному наставлению он был в состоянии сделать всё ему необходимое». Физическое воспитание непременно должно содействовать уменьшению произвола в действиях человека и развитию самостоятельности его проявлений. Ребёнок должен приучиться владеть собой настолько, чтобы с наименьшей тратой сил производить наибольшую работу в возможно меньший промежуток времени. Понятно, что эта цель не может быть достигнута случайными движениями и упражнениями. Здесь должна быть такая же последовательность, как и при умственном образовании.

Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста. Говоря о физическом воспитании, нельзя забывать о выполнении определённого режима. Великий педагог А. С. Макаренко(1888-1939) указывал:  «...Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности в старшем возрасте. Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. В некоторых семьях часто делают такую ошибку, свято верят в целебность раз принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и своим собственным. Такой неподвижный режим скоро становится мертвым приспособлением, которое не может принести пользы, а приносит только вред».

Особенно дети поддаются убеждению, только пример самых близких заставит их вести здоровый образ жизни, и вырасти  здоровым и крепким человеком.

 

 

Список литературы:

Пидкосистый И.И Учебное пособие. Педагогика.М.-1995г.

Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности.М-1991г.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория обраования.П-1915г

Любицына М.И. В.А Сухомлинский о воспитании детей.Л.-1974г.

Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М., Физкультура и спорт.1951г.

Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.

 

Подкопаева Ирина Евгеньевна – 2 квалификационная категория – воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида №1986 г. Москва

 

Joomla SEF URLs by Artio