Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Стратегия  комплексного подхода при формировании коммуникативных УУД на уроках английского языка

Тюттина Лариса Викторовна,
учитель английского языка ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт- Петербурга

                  Все мы знаем, главным показателем профессиональной работы учителя является его урок, причём в настоящее время такой урок, который отвечает требованиям ФГОС нового поколения и направлен на формирование УУД,  представляющих собой совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих  не только усвоение новых знаний, но и их способность к  самоорганизации  для  практического  овладения  английским языком.

Поскольку наша цель  в изучении  английского  языка – добиться  свободного  общения, т. е. неподготовленная речь,  то наиважнейшими УУД  являются коммуникативные. Именно они  подразумевают  социальную компетентность обучающихся в сфере продуктивного взаимодействия и сотрудничества  как со сверстниками, так и со  взрослыми,  выражаются в способности оформлять свои  чувства, мысли, мнение в соответствии с задачей коммуникации и на уроке и на экзамене и в реальной жизни. Поэтому элементами коммуникативных УУД  являются следующие виды деятельности обучающихся:

1.     Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.     Инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации

3.     Выявление проблемы,  поиск разрешения конфликта

4.     Управление поведением партнёра

5.     Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.

Комплексный подход в формировании коммуникативных УУД  говорит о том, что работа над ними должна присутствовать абсолютно  на всех стадиях   формирования и развития речевых навыков и умений: работаете ли вы над новыми ЛЕ, совершенствуете ли грамматические навыки,  развиваете ли вы умения аудировать, читать, писать или строить монологическое и диалогическое высказывания - всегда необходимо тщательно продумывать задания с тем, чтобы они работали на формирование и развитие коммуникативных УУД и  помнить, что в связи с вводом ФГОС нового поколения произошли изменения в целях и задачах учебного занятия: сейчас осуществляется деятельностный подход,  он требует конкретизации цели, т. е. ориентации на результат; применяются активные формы познания и деятельности на уроке как средство формирования и развития умений неподготовленной речи.

Также формированию коммуникативных УУД способствует создание  на каждом этапе урока  не просто учебно-коммуникативной ситуации, а проблемно- поисковой ситуации.  В этом случае повышается мотивация и  обучающиеся  активизируют свою речемыслительную деятельность, т. к. им приходиться выполнять такие  действия, как:

 задавать и отвечать на вопросы;

 высказывать свою точку зрения;

 принимать участие в дискуссии;

 работать в паре/ группе;

 критически относиться к своей позиции;

 уважительно воспринимать чужое мнение;

 делать выводы;

 вносить вклад в совместную проектную и исследовательскую деятельность;

заниматься творчеством и другими видами продуктивных заданий;

нести ответственность за себя и свою команду.

В случае,  если по каким- то причинам не удаётся осуществить  полноценную проблемно- поисковую ситуацию, всё равно нужно стремиться к  созданию условий  для коммуникативной деятельности обучающихся,  чтобы они,  в зависимости от поставленной  цели и вида ситуативного упражнения,  имели возможность отреагировать на ситуацию. В этом им помогут задания:  Сделайте вывод…Найдите решение проблемы…Чтобы вы сделали, если…ВЫСТУПИТЕ В РОЛИ ….Представьте себя…

Лучше всего, на мой взгляд, создать проблемно- поисковые ситуации общения можно через постановку коммуникативных задач, связанных с личностью и жизнью самих обучающихся, затрагивающих их эмоциональную, интеллектуальную, творческую  сферы. Также необходимо использовать разнообразные стимулы, мотивацию, учитывать возрастные особенности, интересы, уровень их языковой подготовки.

Поэтому, изучение тем «Внешность»,  «Характер»,  «Увлечения и хобби»,  «Семейные узы» позволяет обозначить обучающегося как личность  с присущими ему свойствами, качествами, характером, жизненным  опытом и мировоззрением. Так происходит совпадение целей  учебного занятия по формированию коммуникативных УУД  с потребностями обучающегося в самовыражении и идентификации, а это  в свою очередь обеспечивает коммуникативную мотивацию и интерес  не только к данным конкретным темам, но и в целом к изучению английского языка и к формированию потребности  высказываться целенаправленно, осмысленно в соответствии с предложенной ситуацией общения.

         На первом этапе-этапе формирования речевых навыков, говорение осуществляется  с помощью речевых образцов, лексико- грамматических таблиц, ключевых слов, предложенного плана или списка вопросов.

На следующем этапе совершенствования речевых навыков  происходит не только дальнейшее расширение изучаемых тем общения, связанных с жизнью обучающихся, но и  дальнейшая автоматизация использования ЛЕ и ГЯ,  обучающие строят оценочные суждения, учатся комментировать  услышанное и прочитанное, выражать законченную мысль и вступать в дискуссию, имеющую коммуникативную направленность.

На этом этапе необходимо вводить коммуникативные задания, подготавливающие к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку: чтение текста, построение вопросов, описание фотографии на основе предложенного плана и речевого образца.

На этапе развития речевых умений обучающиеся  учатся высказываться, дискуссировать,  описывать  и сравнивать две  фотографии самостоятельно на продуктивном уровне,  т. е.  без опоры на аудиотекст, печатный текст и строить новое высказывание, не имевшее место в прежнем речевом опыте обучаемого.

Итак, вы увидели как в процессе изучения тем для общения таких, как  «Внешность», «Характер», «Семья», «Хобби» можно осуществить выполнение требований  федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, согласно которым у  обучающихся должны быть сформированы  коммуникативные универсальные учебные действия, выражающиеся в целенаправленной и мотивированной активности к самостоятельному речевому общению, к усвоению новых знаний, осуществлению контрольных и оценочных действий, поиску новых форм  учебного сотрудничества. Добиться планируемых результатов поможет  привлечении активных методов и инновационных педагогических технологий: информационно-коммуникативных,  проектных, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающих, технологий критического мышления,  диагностики,  самоконтроля, а также тщательное  планирование всех этапов учебного занятия, начиная от  заявленной цели и  до обратной связи и рефлексии.

В заключении можно ещё раз хочется  подчеркнуть,  что комплексный подход в формировании коммуникативных УУД  обеспечивает не только выполнение требований ФГОС II, но и создаёт условия для  формирования  личности, способной к саморазвитию, самообразованию, к самостоятельной деятельности и к успешному разрешению различных противоречий, проблем и трудностей, возникающих в реальных жизненных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio