Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Новый взгляд на урок литературы по ФГОС

Этнис Жанна Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№282
Кировского района Санкт-Петербурга 

Новые ФГОС определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1)познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам является, на мой взгляд очень важной. Ведь самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен прививать новые умения. Во-первых, это универсальные учебные действия- основа умения учиться. Во -вторых , формирование у детей мотивации к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты метапредметного характера. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне своих возможностей, которые у каждого ребёнка индивидуальные, должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Содержание образования не сильно меняется, но учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование способности у школьников к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Можно выделить три вида личностных действий: - самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация. На мой взгляд, именно формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений позволит повысить уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. Это путь к сознательному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся, достижение ими нового опыта, подготовка к деятельности в новых условиях Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, познавательным, деятельностным. Современные дети так неохотно берут в руки книгу! Вопросы, которые поднимаются на уроках, должны быть глубже. Эти вопросы должны заставлять читателя раз за разом обращаться к тексту, переосмысливать прочитанное, спорить. По сказке В,М, Гаршина « Сказка о жабе и розе» можно обсудить следующие вопросы: 1) Из-за чего мальчик мог радоваться? Что его удивляло? Что он любил? 2) Какие чувства испытала роза в тот момент, когда её срезали? 3) Можно ли сказать, что роза прожила свою жизнь зря? 4) Почему именно роза приносит облегчение мальчику перед смертью? Во многих литературных произведениях поднимаются нравственные проблемы. Добро и зло, смелость-трусость, победа и поражение, смерть и жизнь, любовь и ненависть. Здесь важен выбор каждого. Переживая за героев, современный школьник испытывает порой чувства, которых не хватает в современном мире. После рассказа ЮЯ. Яковлева «Багульник» можно обсудить : 1)Какой жизнью жил Коста? Почему его так звали? 2)Что за загадочная жизнь звала Косту? 3)Что означает собака в жизни человека? 4) Кем был Коста для разных людей? 5) Почему в класс се его недолюбливали? 6) Как встречают Косту собаки? О чём это говорит? 7) Почему герои Ю.Я.Яковлева любят собак? Что они ищут и что находят в этой дружбе? Современное общество живет в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста становится важнейшим умением, без которого невозможно жить в обществе и достичь успехов. На уроках литературного чтения, анализируя художественные произведения используется прием « докажи текстом». Другой прием- задай вопросы о прочитанном. Это способствует более вдумчивому чтению. В современном обществе, где критерии нравственности ослаблены и размыты, роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями, воспитывающими в человеке человека, значительно возрастает. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Эмоциональная насыщенность художественных произведений сочетается с простотой и лаконичностью сюжета. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Очень важно подчеркнуть значение коммуникативной деятельности учителя, который создал ситуацию успешности для каждого ученика. В этот момент и происходит формирование личностных УУД, т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему. Таким образом, предмет «Литературное чтение» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от самого учителя большой любви к литературе и чтению. И тогда увлечённый учитель может повести за собой учеников в богатый мир литературы. Учитель в начальной школе как никто другой имеет эмоциональный контакт с детьми , в следствии чего эта цель достигается быстрее и эффективней! Список литературы: 1) М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева «Методика обучения литературе в начальной школе» Академия, 2010 2) Федеральный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) с изменениями на 18 мая 2015 года

Joomla SEF URLs by Artio