Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование социокультурной компетенции учащихся через участие в международных школьных проектах в свете ФГОС

                                                      Смирнова Ирина Григорьевна,
учитель английского языка
ГБОУ гимназия №209,
г. Санкт-Петербург

                        

Процессыинтеграции, происходящиевсовременномсоциуме, продиктованысамимвременем. Ониделаютневозможнымизолированноесуществованиелюбойстраны. ВполитическойжизникаждойстраныОДНИМИЗ  ВАЖНЫХнаправлений  являетсямеждународноесотрудничество.

Идеологической основой ФГОС стало:

- духовно-нравственное воспитание личности;

- гражданская идентичность;

- системно- деятельный подход.

   Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Наданномэтаперазвитияобществасособойактуальностьювстаетвопросополикультурностиобразовательнойсредыучрежденийобразования, когдапроцессформированияличностипроисходитнетольконаосновеповышенияуровнянациональногосамосознания, ноинавозможностиижеланиинестизнанияосвоейстране, постигатьособенностикультурдругихстран, сотрудничать. Такимобразомвозникаетнеобходимостьсосуществования, взаимодействияисотрудничествалюдейразныхкультур, взглядовимировоззрений, вбуквальнымсмысленахождениимеждунимиобщегоязыка.Человечествовидитрешениеэтихпроблемвпонятии толерантность, какпринятииипониманиисовременногомиравегокультурномисоциальноммногообразии. Вширокомпланетолерантностьлюдейреализуетсячерез диалогкультур, каквзаимообментрадициями, ценностями, пониманиеммира, способамиегопостижения.

   Такимобразом, необходимоболееглубокое  итщательноеизучениемира(неязыка, амира) носителейязыка, ихкультурывширокомэтнографическомсмыслеслова, ихобразажизни, национальногохарактера, менталитета.  Поэтомуготовностьжитьвполикультурноммиретребуетвладениясоциокультурнойкомпетенцией.

Подсоциокультурнойкомпетенциейподразумеваетсянекотораястепеньзнакомствассоциокультурнымконтекстом, вкоторомиспользуетсяязык.

  Всоциокультурномразвитииучащихсяпроисходитсвоеобразное  соизучениеродногоязыкаироднойкультурыииностранныхязыковикультурдругихнародов, чтопозволяетучащимсяпредставлятьсвоюстрануикультурувусловияхиноязычногомежкультурногообщениясоднойстороны, асдругойлучшепониматьсвоих зарубежныхсверстников.

Однойизглавныхцелейизученияиностранногоязыкаявляетсяформированиеуменийобщатьсянаиностранномязыкевситуацияхсоциально-бытовой, учебно-бытовой, социально-культурнойсфер, впервуюочередьсосвоимисверстникамииззарубежныхстран. Организациямеждународныхпрограммобменашкольниковкакнельзялучшеспособствуетпониманиюушкольниковважностиизученияиностранногоязыкавсовременноммиреипотребностипользоватьсяимкаксредствомобщения, познания, самореализацииисоциальнойадаптации; воспитаниекачествгражданина, патриота, развитиенациональногосамосознания, стремленияквзаимопониманиюмеждулюдьмиразныхсообществ, толерантногоотношениякпроявленияминойкультуры.Участиевмеждународныхпроектахспособствуетиактивизируетразвитиеречевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательнойкомпетенции, которыеявляютсясоставляющимииноязычнойкоммуникативнойкомпетентности.

   ВновомФедеральномгосударственномобразовательномстандартеставитсявопроснепросто  опроцессеобучения, ноовоспитанииисоциализацииучащихся. Иностранныйязыкимеетзначительноевоспитательноезначение.Однимизведущихпринциповвоспитаниястановитсяпринципкультуросообразности, которыйпредполагает, чтовоспитаниеосновываетсянаобщечеловеческихценностях, строитсявсоответствиисценностямиинормаминациональнойкультурыирегиональнымитрадициямиЭтизадачиможноэффективнеерешитьвходереализациимеждународныхшкольныхпроектов, таккакэтонеформальноепроведениекаких- томероприятий, асовместнаядеятельностьдетейдругсдругомидетейиучителей (субьект-субьект), впроцессекоторойпроисходитформированиекомпетентностей, осуществляетсяличностныйподход, реализуютсяметапредметныеуменияивсёэтоноситярковыраженныйпрактико-ориентированнныйподход. Школьникииспользуютприобретённыезнанияиумениявреальнойжизнидлярешенияпрактическихзадачипроисходитразвитиеличностиребёнка, аследовательнополучен  эффект, т.к. ребёнокдостигсвоихрезультатов, благодаряличномуучастиювтомилииномвидедеятельности.

Целипроектов:

Образовательная: а) получениеновойинформации, еесистематизацияианализ

 б)  развитиесоциокультурнойикоммуникативнойкомпетенции

  в)  изучениеиностранногоязыка;

Воспитательная:

 а) воспитаниетолерантности;

 б) воспитаниеличнойответственностизавыполняемуюработу; 

 Развивающая:   

 а) развитиеуменияработатьсамостоятельно;

 б) расширениекругозораиповышениеэрудици;

  в) повышениеинтересакиностранномуязыку.

В качестве примера приведу действующий проект:

Международныйамерикано-российскийпроект«Историяисовременность»

 

Названиепроекта: «Историяисовременность»

Страны- участницы(партнеры): Россиягимназия209, Санкт-Петербурга,  США, школаSLUH  г. Сент-Луис  

 Срокиреализации: годичныйпроект

Задачипроекта:

                а)знакомствоподростковскультурой, историейисовременнойжизньюстраныизучаемогоязыка(США);

              б) совершенствованиенавыковиуменийанглийскогоязыка;

              в) преодолениеязыковогобарьера;

              г) умениеобщатьсясосверстникомиздругойстраны;

              д) умениесоциализоватьсявнезнакомойсредеистране.

Формареализации: ПриездамериканскихшкольниковвСанкт-Петербург.  ПоездкароссийскихшкольниковвСША, Сент-Луис.

Количествоучастников: от6 до15школьниковскаждойстороныежегоднои3 учителей(1 американский+ 2 российских)

За7годавпроектепринялиучастие62российскихи62американскихшкольника, 7 российскихучителей.

Значимостьпроектадляучащихся:

-знакомствоскультурой, историейисовременнойжизньюСША\ России;

-расширениекругозора;

-социализациявсредеамериканских\российскихшкольников;

-адаптациявусловияхнезнакомойстраныиязыковойсреды;

-совершенствованиеязыковыхнавыков( английскогоирусскогоязыка)

-познаниесамогосебячерезучастиевпроекте;

-знакомствосжизньюсверстниковзарубежом.

Значимостьпроектадляучителей:

-знакомствоссистемойобразованияСША\России;

-совершенствованиеязыковыхнавыков; погружениевязыковуюсреду;

-знакомствосреалиямистраныизучаемогоязыка;

-улучшениевзаимопониманиясподростками.

Итоговыйпродуктпроектнойдеятельности:

-написаниеисследовательскойстатьиназаданнуютемупоитогампроекта;

-созданиесайтаопроекте;

-созданиефильмапоитогампоездки;

-инсценировкарусскойнароднойсказки.

Этапыпроекта:

1-ыйэтапподготовительный: наборучастниковпроекта(февральапрель)

2-ойэтапсоставлениепланаработы(май)

3-ийэтапвнедряющийприемгруппыамериканскихшкольниковвгимназии209, Санкт-Петербург(июнь);

4-ыйэтапрефлексивныйперепискашкольниковивыполнениесовместныхзаданийнасайте(июль- апрель)

5-ыйэтапзаключительныйпоездкагруппыроссийскихшкольниковвСент-Луис, США( март)

6-ойэтап- оформлениепродуктапроектнойдеятельности(апрель-май).

                                  

Вовремя визита в страну изучаемого языка, подросткиживутвсемьях, погружаютсявязыковуюсреду, ежедневнозанимаютсяразговорнымрусским\английским  языкомипосещаютдостопримечательности. Средиамериканскихироссийскихподростковзавязываютсядружескиеотношения, которыезачастуюперерастаютвнастоящуюдружбу. Неоднократно  американскиеподросткиразноговозрастаизоднойсемьипринималиучастиевпроекте. Естьпримеры, когдаамериканскиемальчикивыбиралирусскийязыккаксвоюбудущуюспециальность, стажировались вСПБГУ. ВсеэтосвидетельствуетоположительномвлияниипроектанаотношениеамериканцевкРоссиииразвитиедружескихсвязеймеждунашимистранами.

      Обширнаякультурнаяпрограммаразвиваеткругозоридаетновыезнаниявразличныхобластях. Помимоэтого, участникипроектаимеютвозможностьузнатьбольшеосебе, освоихспособностяхадаптироватьсявновойсреде. Ониучатсяуважатьдругоемнениеитрадиции, терпимоотноситьсякчужомусуждению, бытьтолерантнымиклюдямдругоговероисповеданияицветакожи. Этотпроектможнорасцениватькак«школу»толерантностидляподростков, чтооченьважновнашевремя.

     

 

     Литература:                

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.  Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, Москва, Просвещение, 2010.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Consultant.ru        

 

Joomla SEF URLs by Artio