СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

Иксанова Татьяна Александровна,

учитель математики ГБОУ школы № 345

Невского района Санкт-Петербурга

 

Статья

ФГОС ступеней обучения: преемственность и развитие

Иксанова Татьяна Александровна

 

С вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, все мы должны перестроиться и начать работать по-новому. Чтобы понять, что мы должны изменить в своей работе, давайте разберемся в принципиальных отличиях новых стандартов.            

Все стандарты приняты и утверждены по ступеням общего образования.                                                                                                        

ФГОС начального общего образования утвержден  приказом Минобрнауки РФ № 373    от 06.10.2009 г.

ФГОС основного общего образования утвержден  приказом Минобрнауки РФ № 1897    от 17.12.2010 г.

ФГОС среднего общего образования утвержден  приказом Минобрнауки РФ № 413    от 17.05.2012 .г

Попробуем сравнить ФГОС ООО и ФГОС НОО.

Основной принцип всех стандартов – это принцип преемственности и развития. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО  и  ФГОС ООО мы с вами  должны знать основные принципы стандартов начальной и основной ступеней образования.

ФГОС как общественный договор.

На каждой ступени образования заключается договор с родителями и школой, который  определяет взаимоотношения сторон, возникающие в связи с получением Обучающимся в Школе бесплатного образования на каждой ступени  начального, основного, среднего (полного) общего образованияв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Меняется цель образования.

Если  главной целью образования, согласно ФГОС  1 поколения 2004 года  было усвоение знаний, умений и навыков (т.е. он был ориентирован на предметные результаты: цель -  формировать и давать знания),  то ФГОСы 2 поколения ставят своей целью  общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся (ориентация на личность ученика, главными стали не сами знания, а умения ими пользоваться).

Приоритетной целью образования становится научить учиться. Способность самостоятельно ставить задачу. Проектировать пути ее реализации. Контролировать и оценивать свои достижения.

Если сравнивать приоритетные цели ФГОС НОО и ФГОС ООО, то  целью стандарта  НОО стало – учить ученика учиться.

Цель стандарта  ООО – учить ученика учиться в общении. Т.е. развивать универсальные учебные действия. Здесь как раз соблюдается принцип преемственности и развития стандартов двух ступеней обучения (цель общего образования дополнена).

При этом: в начальной  школе – должны закладываться первичные навыки самостоятельного поиска знаний.

В основной школе  – самостоятельная  навигация по основным предметным знаниям при решении конкретных задач.

В старшей школе – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Изменяются  и требования к результатам обучения.

Если в Стандарте 2004 года - это знания, умения и навыки, то сейчас на первом месте:  личностные, метапредметные  (в том числе и универсальные учебные действия (УУД))  и предметные результаты обучения. Обратите внимание на порядок. Именно личностные результаты обучения стоят на первом месте, а предметные на последнем.

Личностные – формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные (УУД)– умение учиться,  совокупность способов действий учащегося и способность их использовать в практике (организовывать свою деятельность; добывать информацию в разных источниках, пользоваться словарями, составлять схемы, модели, таблицы; умение общаться, взаимодействовать с людьми)

Предметные – формирование системы научных знаний о живой природе, овладение системой функциональных понятий, овладение геометрическим языком, читать историческую карту, определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям,  личностям в истории и давать им оценку.

В примерных программах по учебных предметам появились слова: знать/понимать, научится и получит возможность научиться (вместо привычных знать и уметь).

Сравним  портреты  выпускников начальной и основной школы.

На первом месте везде стоят личностные характеристики.

Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. 

Но при таком приоритете личностных характеристик в стандарте прописана и система оценки достижения результатов. При этом все контрольно-измерительные материалы (тесты, контрольные и проверочные работы направлены не только на проверку предметных, но и метапредметных результатов обучения).  

Изменяется и подход к проведению уроков.

Стандарт пропагандирует переход школы от информационно-транслятивной к деятельностной.

Сравним традиционный урок и урок по ФГОС.

Традиционный  урок. Учитель главный на уроке. Он проверяет домашнее задание, объявляет и объясняет новую тему, проверяет, как его поняли ученики. Вся информация исходит только от него. Ученики выступают в роли исполнителей. Это урок – монолог.

 Урок по ФГОС. Создается проблемная ситуация, для разрешения которой нужно вспомнить и выполнить некие действия. С помощью учителя после выполнения этого действия называется тема урока. Ученикам предлагается самим попробовать ответить на главный вопрос урока, либо с помощью учебника или учителя. Таким образом открывается новое знание. И это уже урок – диалог. На котором главными становятся ученики.

Одновременно формируются сразу все результаты обучения: личностные: повышается мотивация к обучению и познанию; предметные: ребенок получает новые научные знания; универсальные учебные действия:  в том числе и метапредметные, например если дать детям поработать в парах, группе (обсуждение чего-либо) - это умение общаться, развивать свою речь,  умение организовать свою деятельность, а если попросить найти нужную информацию, используя учебник, словарь, другую справочную литературу  - умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире - все это и будет формирование универсальных учебных действий.

Поэтому на уроке по ФГОС одновременно с предметными формируются сразу и метапредметные и личностные умения. Конечно такие уроки требуют более тщательной продуманной подготовки со стороны учителя.

Меняется роль учителя на уроке.

Если раньше Учитель транслировал, а ученик получал уже  готовую информацию.

Сейчас Учитель организует деятельность ученика, направляет, выступает в роли тьютера, советчика.

Ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Все это происходит в режиме деятельности: работа в парах, обсуждение, доказательства, диспуты.

Всем нам хорошо знакомое развивающее, проблемное обучение. Это и есть системно-деятельностный подход - основа ФГОС второго поколения (развитие деятельности происходит в системе, предложенной учителем).

Обязательной составляющей урока является рефлексия (подведение итогов). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.  (рефлексия (самоанализ) эмоционального состояния и настроения (обычно настроение ребенка в начале и конце урока, комфортно, все понятно), рефлексия деятельности на уроке (был ли я активен, чем я был занят на уроке), рефлексия содержания учебного материала (незаконченное предложение: я смог, было трудно,  было понятно (не понятно).

Рассмотрим учебный план по ФГОС.

Кроме учебных предметов появились предметные области. Обратите внимание на область математика и информатика; физическая культура и ОБЖ (количество  часов  в которых должно быть  распределено между двумя предметами).

По-прежнему учебный план делится на инвариантную (неизменяемую часть) и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Инвариантная часть из года в год становится на 1 час больше (за счет введения новых предметов), следовательно вариативная сокращается на 1 час (вместо 5ч до 4ч).

В 5 классе появляется обществознание, природоведение (2ч) делится на географию (1ч) и биологию (1ч).

Меняется и распределение часов между русским языком и литературой. Общее количество остается неизменным (8ч). Русский язык – 5 часов (вместо 6ч), а литература – 3 часа (вместо 2ч).

В 6 классе добавляется 1 час на русский язык.

Новый раздел - внеурочная деятельность.

Также как и в начальной школе в учебном плане появляется внеурочная деятельность.

Также как и в начальной школе организуется она  по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Объем внеурочной деятельности на уровне начального и основного общего образования до 10 часов в неделю.

Требования к условиям реализации ФГОС ОО

Такие же как и  в начальной школе

  1. Нормативное обеспечение введения ФГОС ОО: в соответствии с ФГОС   корректируются нормативные документы (договор с родителями, должностные инструкции, положения, ООП ООО).
  2. Кадровое обеспечение введения ФГОС ОО (укомплектованность кадрами, аттестация пед. кадров, прохождение курсов повышения квалификации).
  3. Учебно-методическое обеспечение  введения ФГОС ОО (учебники, фонд дополнительной литературы, программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности).
  4. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО (общешкольное оснащение и оснащение кабинетов средствами обучения, соблюдение требований санпин, пожарной и электробезопасности).
  5. Организационное обеспечение введения ФГОС ООО (создается рабочая группа по внедрению ФГОС, разрабатывается план и модель внеурочной деятельности).
  6. Информационное обеспечение введения ФГОС  ООО (информирование  родителей на родительском собрании, размещение информации на сайте, в Публичный доклад по итогам учебного года вводится  раздел о введении ФГОС ООО.

В помощь учителю в издательстве «Просвещение» вышла вся необходимая учебно-методическая литература, посвященная Стандартам второго поколения начального общего  и основного общего образования. От примерных программ по учебным предметам до рабочих программ в соответствии с ФГОС по всем предметам учебного плана.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Основное общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых. – 2-е из.,  дораб. и доп. – М.:  Вентана-Граф, 2014. – 152 с. – (Современное образование).
  2. Начальное  общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых. – 2-е из.,  дораб. и доп. – М.:  Вентана-Граф, 2014. – 152 с. – (Современное образование).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 235 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Основная школа. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

 

 

Joomla SEF URLs by Artio