Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Санкт-Петербург - город воды

Ефимова Галина Михайловна,
учитель химии и биологии,
ГОУ СОШ № 453.

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 4-5 классов. Такой урок можно проводить во время предметных декад, к «Всемирному дню водных ресурсов», а также для ознакомления учащихся с проблемами водных ресурсов в Ленинградской области.

Цель урока: привлечь внимание детей к проблеме чистой воды в городе.

Задачи:

· Сформировать представление о методах очистки воды.

· Продолжить формирование навыка групповой работы.

· Формировать бережное отношение к водным ресурсам, экономному их расходованию, воспитывать уважительное отношение к культурным и историческим ценностям нашего города, прививать любовь к природе.

Оборудование: презентация, карта Санкт-Петербурга и Ленинградской области, гербарные образцы мхов, высушенные образцы сфагнума, таблица «Строение мхов», раздаточный материал к заданиям для групповой работы.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Ход урока:

Актуализация знаний.

Слайд 1.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как очищается вода в нашем городе. Эта тема выбрана неслучайно, так как потребности человечества в чистой воде с каждым днем растут, а ее количество на планете постоянно убывает. Давайте попробуем определить соотношение соленой и пресной воды на Земле. Для этого я предлагаю вам такой наглядный опыт. Представьте, что в литровой бутылке весь мировой запас воды. Это пресная вода рек и озер, и соленая вода морей и океанов. Я хочу перелить в стакан ту часть воды, которая приходится на долю пресной воды. Сколько же это будет?

Слайд 2.

На слайде приведено соотношение пресной и соленой воды на планете. Учитель переливает небольшое количество воды в стакан и акцентирует внимание учащихся на том, что запасы пресной воды очень малы.

Слад 3.

Учитель: Нам с вами посчастливилось, мы живем в городе с большим запасом водных ресурсов.

Как называется главная водная артерия нашего города?

Слайд 4.

Учитель: В нашем городе протекает крупная река Нева.

Это полноводная, красивая река, которая радует нас, делает наш город красивее.

А теперь давайте вспомним, как называется наш район. Определите, какое место занимает Выборгский район по количеству водных объектов.

Слад 5.

Учитель: Наш город уникален, не зря его называют «северная Венеция». Мосты и набережные, реки и каналы, необыкновенные фонтаны Петергофа-все это создано для нас.  Необходимо бережно относиться ко всему, что создала природа и сотворил своими руками человек.

Групповая работа.

Слайд 6.

Следующий этап работы - это работа в группах. Учащихся можно посадить заранее по группам или дать им возможность пересесть по ходу урока. Следует заранее определить состав каждой группы. Так же необходимо напомнить учащимся правила групповой работы.

Каждой группе выдается лист для выполнения задания. (См. приложение 1) Текст задания представлен на слайде. После выполнения задания необходимо подвести промежуточные итоги, выделив основные направления использования воды человеком.

Слайд 7.

Учитель: Мы обсудили, как и для чего нудна человечеству вода. Человек не может существовать без воды.  Потребности города в ней очень велики.

Слайд 8.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, сколько воды необходимо нам для того, чтобы умыться, принять душ, постирать?

На этом слайде показано, сколько литров воды тратит один человек в день на хозяйственные нужды. Показано как можно сократить расход воды в повседневной жизни.

Слад 9-10.

Групповая работа учащихся.

Учащимся предлагается выполнить второе задание. Для этого им заранее выданы карточки, на которых изображены различные источники воды.  (См. Приложение 2) Ребятам необходимо отметить положительные и отрицательные стороны каждого источника, выбрать наиболее подходящий. На слайдах приведены вопросы- подсказки. По окончанию работы, учащиеся высказываются и делают соответствующие выводы.

 

Слайд 11.

Необходимо подвести ребят к тому, что самым удобным источником является Нева. Она должна быть полноводной.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о куда река пополняет свои запасы?

Основной источник –это болота Ленинградской области.

Какие вы знаете растения болот? Посмотрите на гербарные образцы. Эти растения обитатели болот. Они способны накапливать в своих клетках воду. На таблице показано строение клеток сфагнума. Видны крупные полости-это емкости, заполняемые водой. Один килограмм сфагнума может запасти до семидесяти килограмм воды. Охрана болот-это одна из основных задач, стоящая в Ленинградской области.

Слайд 12.

Учитель: Обратите внимание какое количество воды необходимо нашему городу на одни сутки. Забором, очисткой и транспортировкой воды в нашем городе занимается ГУП «Водоканал». На следующих слайдах мы посмотрим, как очищается вода для потребителя.

Слайды 13-20.

На этих слайдах показаны этапы очистки воды. Конечно, схема эта очень упрощенная, все гораздо сложнее. Однако, даже так можно понять, что это трудоёмкий, дорогостоящий и затратный технологический процесс.

В конце урока необходимо подвести итоги.

Акцентировать внимание на необходимости экономии воды каждым человеком.

Приложение 1

Ребята, подумайте и запишите в каждую каплю воды ответ на вопрос: как человек использует воду.

Как «работает» вода?

Приложение 2

Такие карточки предлагаются детям. С обратной стороны необходимо написать положительные и отрицательные стороны источника, использую для этого вопросы-подсказки. (См. презентацию)

Источники воды для большого города.

Мелкие реки-притоки Невы

Лесные озера

Ладожское озеро

Подземные источники

Болота

Атмосферные осадки

 

Joomla SEF URLs by Artio