Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование элементов экологической культуры
у детей школьного возраста в 5 - 6 классах

Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель биологии ГБОУ СОШ № 547

 

Вся история возникновения и развития общества неразрыно связана с природой. Но современное состояние природных ресурсов и качество окружающейсреды испытывают мощное влияние техногенных факторов.

Ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников.

Важную интегрирующую функцию формирования в сознании учащихся целостной картины мира выполняет экология. При этом объединение различных знаний происходит не механическим суммированием, а посредством своеобразного синтеза, поскольку идеи взаимосвязи социальных и природных факторов в жизни человека, способствующие требованиям сохранения жизни, бережного отношения к природным ресурсам, позволяет выбрать технологию производства, оценить его. Результатом такого объединения является система знаний и умений, обладающая свойствами целостности, определяющая экологическую культуру и мировоззрение учащихся.

Выживание человечества во многом зависит от становления мировой экологической культуры, сочетающей в себе ценности национальных культур и общечеловеческих. Глобальная озабоченность экологической безопасностью, таким образом, является предпосылкой нового культурного синтеза. Необходимо поэтому целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать экологическую культуру.

Проблемы подготовки функционально грамотной личности на основе гармонического взаимодействия человека с природой отражены в педагогических теориях и системах отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов прошлого - Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А.Ф. Дистервега, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, B.А. Сухомлинского и др.

Нашей целью является обоснование методики формирования элементов экологической культуры школьников в процессе образования и воспитания в 5 - 7 классах.

В ведущих российских экологических организациях заявляют, что введение в школах предмета «Экология» является правильным шагом, поскольку основы экологических знаний, заложенные в школьном образовании, позволят вырастить экологически грамотное поколение.

Идея культуросообразного образования становится в настоящее время новой парадигмой образования. До недавнего времени роль каждого предмета в школьном образовании представлялась лишь как составляющая в развитии общих интеллектуальных способностей учащихся. О воспитании ответственного отношения к окружающей среде в условиях дифференцированного образования практически не говорилось. Сегодня зарождение человека будущего, гармоничной личности не состоится, если воспитание в области окружающей среды (экологическое воспитание) не будет пронизывать все наши шаги на пути познания.

Формирование экологического сознания у подрастающего поколения – одна из важнейших задач современности. Экологическое сознание включает в себя представление о взаимосвязях, существующих в природе, и способов взаимодействия с природой.

Идея ответственности человека за дальнейшую судьбу биосферы, а, значит, и за свое будущее определяет сущность содержания процессов экологического образования и воспитания, развития экологической культуры личности.

Школьный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. Школьник 5-6 классов начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется его восприятие окружающего мира. Дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, практические занятия, наблюдения, а также пальчиковые игры, театрализованные занятия и игры на экологические темы направлены, прежде всего, на развитие восприятия и мышления. Значение восприятия в жизни школьника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Формы работы при формировании у детей элементов экологической культуры самые разнообразные, но самыми эмоциональными, а, значит, впечатляющими и обучающими являются театрализованные занятия. Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства. Измоих наблюдений за детьми я сделала вывод, что занятия по психогимнастике (эколого-психологический тренинг), пальчиковые игры, а также практические занятия также имеют высокие положительные результаты и содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения.

Эколого-психологический тренинг – одна из форм экологического образования. Он способствует расширению следующих задач:

1.            Расширение чувственного опыта (при контакте с природными объектами).

2.            Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности живой природе.

3.            Формирования активной жизненной позиции по отношению к природе.

4.            Обучение умениям и навыкам взаимодействия в природе.

5.            Расширение индивидуального экологического пространства.

Длительность таких тренингов обычно составляет от 20 до 30 минут. Проводятся они в любом месте,  где есть объекты природы.

Основные задачи при организации работы по формированию экологической культуры -  привлечение внимания детей к объекту, использование сюрпризных моментов, игровых приемов, музыкального оформления. Затем организуется рассматривание объекта. Большое значение имеют также приемы обследования (потрогать - сенсорное и т.п.), подражания (движениям,  звукам - пальчиковая гимнастика, психогимнастика, эколого-психологический тренинг), усиление эмоционального впечатления (песенки, стихи, игра на тему наблюдения, подбор мульфильмов).  Также используется метод сравнение (можно сравнивать живой объект со вторым или изображенным на картинке) - установление признаков отличия - по величине, цвету и т.п.

В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка – школьника могут быть ему представлены и стать основой развивающегося взгляда на природу и отношение к ней.

Взаимодействие человека с природой -  чрезвычайно важный аспект экологии, ставшей основой бурно развивающихся отраслей –социальной  экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. В основе экологического воспитания адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщества организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Формирование  начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как к  части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Учащиеся современных городских школ обладают низким уровнем сформированности экологических знаний вследствие практически отсутствия общения с живой природой:  во многих школах часто используются вместо живых цветов искусственные, а о живом уголке в школе можно только читать в книгах. На улицах мегаполиса деревья не впечатляют и оставляют равнодушными большинство. Необходимо знакомить учащихся с окружающей природой города, вывозить на загородные экскурсии, организовывать походы не только в биологические  музеи города, но и в парки культуры и отдыха.

Использование экологических сведений необходимо осуществлять по следующим критериям: тесная связь с изучаемым материалом; отражение основных направлений охраны окружающей среды. Школа является важным социально-педагогическим учреждением, формирующим экологически обоснованную среду.

Необходимость исследования рассматриваемой проблемы экологического образования учащихся диктуется требованиями общества к экологическому воспитанию подрастающего поколения и определяется важностью формирования элементов экологической культуры. Изучение и анализ психолого-педагогической, учебной и специальной литературы, нормативных документов и педагогических исследований по этой же проблеме свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике.

Таким образом, ведя кропотливую работу по экологическому воспитанию и образованию школьников в условиях межпредметной интеграции, формируя элементы экологической культуры как сквозной экологической линии в образовательной сфере, мы делаем попытку повысить уровень экологической культуры и экологической ответственности подрастающего поколения и тем самым способствуем реализации концепции устойчивого развития в целом.

Joomla SEF URLs by Artio