Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Экологическая тропа – форма экологического воспитания

 

 

Заморенова Евгения Владимировна,

педагог дополнительного образования,

ГБОУ СОШ №138

Калининского района Санкт-Петербурга

 

В обществе возрастает понимание значимости экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема состояния окружающей среды и качества жизни, может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении.

Цель экологического воспитания в школе – формирование у обучающихся ответственного отношения к природе, которое подразумевает понимание того, что сам человек является частью природы. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Обучающиеся, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе.

 

Задачами экологического воспитания являются: воспитание экологического сознания подрастающего поколения; знакомство с взаимосвязью и взаимодействием живых организмов в природе; рассмотрение проблем города, нашего жилища и быта, наконец нашего здоровья с точки зрения экологии; создание условий для творческой самостоятельности детей; воспитание бережного отношения к природе.

 

Залог эффективности решения этих задач заключается в тесном взаимодействии урочной и внеклассной работы. Если на уроках биологии, экологии, географии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время – в своей школе или в учреждении дополнительного образования – они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя.

 

Эффективность экологического образования определяется, в первую очередь, задачей современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни. Для достижения этой цели современная педагогическая наука имеет множество инновационных технологий и методик. К ним можно отнести экскурсии и экологические экспедиции, игры и тренинги, – именно эти вилы деятельности формируют экологическую культуру и являются необходимым компонентом всех основ воспитания. Все эти активные методы экологического образования можно положить в основу технологии проектной деятельности школьников. Проектная технология – один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества и природы.

 

Необходимым условием экологического воспитания и образования является организация разнообразных видов деятельности обучающихся среди природы. Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать проект по созданию учебной экологической тропы, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении. В ходе занятий на экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на занятиях предметных знаний и умений обучающихся.

 

Проект по созданию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – участников проекта. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого участника в предстоящем деле.

 

Далее необходимо выбрать маршрут экологической тропы. Лучше всего если на нем будут сочетаться уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. В условиях города создать такую тропу можно в ближайшем парке.

 

В ходе создания экологической тропы проводится сбор информации, проводятся различные исследования: маршрутные метеорологические наблюдения; исследования запыленности воздуха; оценка экологического состояния древесно-кустарниковой флоры; изучение свойств воды (если поблизости есть водоем) и пр. После анализа собранного материала окончательно формируется маршрут тропы.

 

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде экскурсии, вечера, превратить в школьный праздник.

 

Организация  экологической тропы силами обучающихся дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Проводить экскурсии по экологической тропе могут и сами дети. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

 

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках, занятиях в кружках эколого-биологической направленности. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio