Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности �Основы�духовно-нравственной культуры народов России� �Вслед за Вифлеемской звездой� _____________________________________________________________________________ (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля) Духовно-нравственное воспитание __________________________________________________________________ (направление внеурочной деятельности) ДЛЯ ___4____КЛАССА НА 2017 /2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Составитель: Нарцисс Максим Сергеевич ,учитель истории и обществознания, Санкт-Петербург 2015 г. Оглавление. Введение. Основная часть. 1. Общешкольный учебно-тематический план православных праздников. 2. Примерные варианты планов для проведения православных праздников. 3. Выводы о результативности проведенной работы Заключение. Библиографический список. Приложение. Введение. Система воспитания подрастающего поколения находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития наша школа планирует внедрение разработки новой программы. Программа �Вслед за Вифлеемской звездой� является составным элементом программы духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков. В 2000 году Академия Российской словесности по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II учредила в ознаменование величайшей даты в истории человечества – 2000-летия Рождества Христова – новую награду - �Золотую Вифлеемскую звезду�. Золотая Вифлеемская звезда за № 1 была вручена предстоятелю Русской Православной церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Школа - это единый организм: школа-ребенок-семья и организация внеурочной деятельности школьников, в том числе досуговой, в нашей школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности. Организована эта работа по таким видам деятельности как познавательная, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Сегодня одной из главных задач национального образования является приобщение подрастающего поколения к ценностям отечественной культуры и через осмысление духовных традиций возрождение наследия великой страны. В условиях современного информационного пространства программа направлена на актуализацию школьных знаний, активное усвоение и наполнение конкретным содержанием понятий �Родина�, �Отечество�. Чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество и окружающий нас мир. Предлагаемая программа духовно-нравственного воспитания детей и подростков необходима для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века идеалов веры, свободы, семьи, родины. Воспитательная система школы помогает формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие. Цель программы: через знакомство с календарными праздниками православной и светской традиций воспитание уважительного отношения к культурному наследию России, развитие в учениках способности понимать праздничные формы, посредством которых родная культура выражает свои главные смыслы и воспитывает потребность в их освоении. Основные задачи программы: Знакомство с праздниками православного календаря, изучение их происхождения, духовного смысла и обычаев празднования; Формирование представления о круге и ритме жизни русского народа и органически связанных с ним народов России; Воспитание посредством православных праздников уважения к Отечественной истории, фольклору, семейным традициям; Получение опыта подготовки и участия в празднике православного календаря; Формирование умения отличать обряды и ритуалы традиции от суеверных обычаев, бытующих в различных субкультурных сообществах; Формирование умения работать со сложными культурными текстами и явлениями, �читать� и интегрировать информацию, содержащуюся в различных знаковых системах; Знакомство с правилами поведения в храме, монастыре, на улице во время проведения праздников. Организация работы по данной программе. Очень важно осуществлять приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и православной религии как неотъемлемой части национальной культуры. Лучшие формы работы - беседы - диалоги, экскурсии, виртуальные путешествия, творческие задания, игровые занятия, встречи с родителями. Организация совместных праздников с использованием элементов народной традиции. Основными методами обучения являются наглядность, представленная многообразием средств наглядности и �живой� наглядностью, интерактивные методы, широкое использование ИКТ, проблемно-поисковый метод изложения нового материала, методы КСО, метод проживания праздника, исторические �Квесты�. Мы выбрали метод проектов. Это работа учащихся в сотрудничестве, где основной акцент делается на самостоятельность и самодеятельность детей. Преподаватель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками. Учащиеся разбиваются на микрогруппы и выбирают предложенные праздники, формулируют гипотезу (А интересно ли сегодня детям знать о православных праздниках?), работают над этой проблемой: готовят сообщения, презентации, творческие задания, вопросы для анкетирования. Результатом проекта является проведение внеклассного мероприятия для учеников 4-х и 5-х классов. Содержание программы включает в себя следующие элементы: - Тексты Священного Писания и православного предания; - Музыкальные и художественные произведения - Этнографические материалы - Тексты мировой культуры - Тексты отечественной культуры, включая фольклорные; - Произведения художественного творчества - Историко-хронологические сведения - кино- и фото- материалы - мультимедийные материалы - материалы Интернет Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся. Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводится в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме, мультимедийная презентация. Лучшей формой итогового занятия может быть организация праздника с учащимися – Рождество Христово (первое полугодие) или Пасха (Радуница) (второе полугодие) Примерная тематика творческих работ: Поздравление к празднику (по выбору любой праздник календаря) – коллективная творческая работа. Праздничная открытка ( в любой технике) Мультимедийная презентация �Традиция празднования Рождества� (Пасхи, Преображения и др.) Мультимедийная презентация �Праздник как синтез искусств� ( на материале одного из праздников календаря) Мультимедийная презентация �Икона праздника� Коллективная творческая работа �Календарные праздники� Стол поста Стол праздника Украсим свой дом к празднику Примерная тематика рефератов: Празднование Рождества - традиции русской деревни Празднование Рождества в мировой поэзии Тема Рождества в мировой музыкальной культуре Отражение праздников календаря к отечественной литературе Отражение праздников календаря в отечественной живописи. О чем рассказал праздник Пасха в русской культуре Праздник Казанской иконы Божией Матери – история, традиция, духовный смысл. Общешкольный учебно-тематический план православных праздников Православных праздников много и все охватить довольно сложно. Мы выбрали основные и особо почитаемые на Руси, с учетом дат и применительно к учебному году. Учебно-тематический план программы. № п /п Разделы Темы занятий Количество часов Дата проведения теоретические практические �Феодоровский храм� Знакомство с историей, традициями храма. 1 сентябрь Мемориальные доски, установленные на храме. Архитектор. Поисково-исследовательская работа. 1 сентябрь �Феодоровский храм� (творческая работа групп: поделки) 1 сентябрь Итоговое занятие. Представление групповых работ. Кроссворд. 1 сентябрь Феодоровский храм Экскурсия-знакомство. 1 октябрь Православные праздники Праздник святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев. 1 октябрь Покров Пресвятой Богородицы. 1 октябрь Православные праздники 1 октябрь Икона Казанской Божией Матери. 1 ноябрь Праздник Святителя Николая Чудотворца 1 ноябрь �Икона� - в христианстве 1 декабрь �Икона� - в искусствоведении 1 декабрь Светлый лик Рождества. 1 декабрь Итоговое занятие. �Фотозагадки� 1 декабрь Святки. 1 1 январь Крещение. 1 1 январь Прощеное воскресенье. 1 1 февраль Масленица. 1 1 март Великий пост. 1 1 март Со Светлым Воскресением Христовым! 1 1 апрель Пасхальная радость. 1 1 апрель Праздник славянской письменности. 1 1 апрель 23 Исторический Квест Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители Словенские. Поисково-исследовательская работа 1 1 май 24 Праздник Церкви . Поисково-исследовательская работа 1 1 май Всего: 20 ч 14ч 34 ч Примерные варианты планов для проведения православных праздников. Блок предполагает знакомство школьников с православными праздниками, раскрывает смысл православной веры, православного мировоззрения. Он направлен на возрождение традиций празднования таких православных праздников как Рождество, Пасха, Троица, Покров Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери. Праздник святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские Чудотворцы- покровители семьи. Житие Святых Чудеса и помощь людям. Понятие � православная семья�. Песни и стихи о семье. Православные праздники Православная христианская вера – вера наших отцов. Культурообразующая религия России. Представление о конфессиональных различиях в христианстве. Православная Церковь. Влияние православной Церкви на быт и культуру русского народа и других народов России. Нравственные заповеди. Уклад жизни. Душевное строение. Идеал добра и правды. Праздники Церкви. Храм- дом Божий. Служба в храме - богослужение. Самая главная служба - литургия. Устройство церковного календаря - годовой, недельный, суточный круг праздников. Главная служба недели – воскресенье. Переходящий и непереходящий круг праздников. Покров Пресвятой Богородицы. Покров Пресвятой Богородицы �— один из великих праздников, отмечаемый преимущественно в русском православии. История установления праздника на Руси. Покров – начало зимы. Русские поговорки: �На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается�, �На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима�. Народные приметы: снег на Покров�— предвестник снежной и холодной зимы. Посещение Храма Феодоровской иконы Божией Матери. Икона Казанской Божией Матери. Связь православного праздника с Днем народного единства. История чудесного обретения иконы. Помощь Казанской Богородицы в борьбе с врагами Руси в 1612г и во время блокады Ленинграда. Праздник Святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай Чудотворец особо почитаемый на Руси. Житие Святого. Рассказ о празднике и о том, как его проводят на Руси. Чудеса творимые, святым. Посещение Храма Феодоровской иконы Божией Матери. Светлый лик Рождества. Крещение. Этот праздник посвящен Рождеству Господа Иисуса Христа. Учащиеся знакомятся с Евангельскими рассказами, с целью формирования представления о Рождестве Христовом как празднике всех христиан. Чтение рождественских рассказов и их обсуждение с детьми. Автор книги О. Першина �Рождественское чудо�. История возникновения Рождества. Народные обычаи празднования Рождества и Крещения. Обычаи празднования Рождества в семье, суеверия и народные обычаи, подготовка открыток, подарков. Рассказ о том, что такое святая вода и как с ней обращаться. ( чудо и наука). Прощеное воскресенье. Масленица. Великий пост. Прощеное воскресенье - прекрасная православная традиция. Притча о Блудном сыне и ее смысл. Великий пост и его значение в жизни православных людей. Широкая Масленица. Народные игры и обычаи на масленицу. Со Светлым Воскресением Христовым! Пасхальная радость. Смысл праздника – воскресение Христа и спасение человека. Православные народные обычаи подготовки и празднования Пасхи. Благодатный огонь Иерусалима. Колокольный звон (благовест) во время праздника. Пасхальный стол. Крашеные яйца, их символическое значение. Пасхальные игры и забавы. Самый главный праздник - Пасха. Правила расчета даты Пасхи. Кириопасха. Праздник славянской письменности. Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители Словенские. Святые Кирилле и Мефодие- создатели славянской азбуки. Кириллица и её роль в культурном развитии страны. Житие святых. Особенности празднования на Руси. Праздник Церкви День Святой Троицы – день рождения Церкви. Троица и Пятидесятница – разъяснение названий праздника. Святой период от пасхи до Троицы. Народное название – �зеленые святки�. События �Деяний� – сошествие Св. Духа на апостолов. Слова Господа – �Подите и научите все народы, крестя их во имя отца, и Сына и св. Духа�. Основные понятия христианского учения. Понятие о Триедином Боге в христианстве: Отец, Сын и Св. Дух. Понятие о творении мира и человека, грехе и спасении. Понятие о Церкви и о благодати Святого Духа, в ней действующей. Таинства Церкви. Таинства Крещение – �рождение свыше� и вступление в круг Церкви. Таинства Евхаристия и покаяния. Троица, Вселенская родительская суббота, Духов день. Особенности убранства храма, освящение веток берез. Народные обычаи Троицы. Поминовение усопших на Троицу. Элементы суеверий в народных обычаях (пить водку на могилах близких- фрагмент из фильма �Мусульманин�). Строгое запрещение пьянства в православном христианстве. Понятие трезвения. Духовная радость и трезвение. Проповедь о трезвении митр. Антония Сурожского. Пьянство как воровство (заповедь �не укради�). Народные обычаи �зеленых святок� - начало цикла полевых работ. Посевы хлеба. Отношение к хлебу у русского крестьянина. Радоница. Обычаи Радоницы. Почитание предков – исполнение Божиих заповедей. Пятая заповедь Десятословия Моисеева. Заключительные занятия. I этап : Праздник, творческая мастерская, конференция – обобщение всего курса. II этап : Проведение анкетирования + соц.опрос. III этап : Проведение исторического �Квеста�. Формы подведения итогов: - фотоотчёт; - выставки детских работ; - ребусы; - газеты; - коллажи; - фотозагадки. - исторический �Квест� Подведение итогов освоения программы. № п /п Название мероприятия Форма проведения Сроки проведения Ответственный за проведение Ресурсы Предполагаемый результат 1. �Феодоровский собор� Представление творческих групповых работ (поделок). Кроссворд. сентябрь преподаватель ИКТ, материалы для поделок I уровень 2. �Святки� Газеты. Фотозагадки. февраль преподаватель ИКТ, фотографии II уровень 3. �Икона� Коллажи. Соц.опрос. Анкетирование март преподаватель Фотографии, рисунки, природный материал III уровень 4. �Исторический Квест� (см.приложение) Творческая работа (по выбору учащихся) �Феодоровский собор – история возрождения�. Выставка детских работ. Гости: администрация ОУ, родители. май преподаватель Фотографии, рисунки, творческие работы детей III уровень Выводы о результативности проведенной работы. Ожидаемый результат от внедрения программы �В след за Вифлеемской звездой�: • Интерес детей к познанию исторических событий и культурных традиций посредством православных праздников; • Умение вести себя воспитанно на занятиях по христианской культуре (в музее, храме, группах, обществе, с близкими и незнакомыми людьми). • Учащиеся смогут ориентироваться в ценностно-смысловых аспектах современной жизни и формировать собственные ценностные основания с учетом отечественной духовной традиции • Учащиеся научатся грамотно взаимодействовать с образующей средой отечественной культуры и получат возможность строить самообразование с опорой на ее духовно-нравственное и смысловое основание • Учащиеся будут ориентироваться в календарных обычаях отечественной традиции, научатся сознательно включаться в празднование событий традиционного календаря, формирование собственных ценностей с учетом отечественной духовной традиции. Заключение. Новизна программы заключается в том, каждый урок как маленькая экскурсия �вслед за Вифлеемской звездой�, что она выстраивается по принципу восстановления многочисленных связей русской традиционной культуры и отечественной духовной традиции По нашему мнению, сегодня нет другого выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. Определить цели, задачи, методы работы с подрастающим поколением в современной школе очень сложно. Вполне логичным и объяснимым стало использование нами метода проектов, результатом которого стало проведение внеклассных мероприятий учениками в 4-х и 5-х классах. Программа �Вслед за Вифлеемской звездой� может быть использована для тематических факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях, классных часах, в иных формах внеурочной деятельности учащихся, поскольку данная проблематика несёт в себе глубокий воспитательный потенциал, предполагает знакомство с национально - религиозным наследием русской культуры, способствует пробуждению национального самосознания личности школьника, воспитывает патриотизм. Может органично вписаться в базовые программы по истории, обществознанию, литературе, мировой художественной культуре, краеведению. Без обращения к духовным традиционным основам жизни, благодаря которым мы когда – то стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны. Библиографический список. 1. Сурова, Л.В. Церковный год : Беседы о православии. – М.: Паломник, 2000. – 397 с. 2. Священник Алексий Мороз, педагог В.С. Безрукова. Образ русской школы. СПб, Сатис, 2002 160 с. 3. М.Громыко, А.В.Буганов. О воззрениях русского народа – М.: Паломникъ, 2000. – 541 с. 4. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия.1991. - 446 5. Захарченко М.В. Круг светлых дней. - М., 1992. 6. Коняев Н.М. Русский хронограф. - СПб, 2000. 7. Священник Алексий Мороз, педагог В.С. Безрукова. Образ русской школы. – СПб.: Сатис, 2002.- 160 с. 8. Громыко М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа.– М.: Паломникъ, 2000. – 541 с. 9. �Дом Божий�: Учебный фильм о православном храме, праздничных службах, о правилах поведения в храме / Л.А. Голубкова.- СПб.: АППО, 2005. 10. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.- Народное образование. М.,2000,№9, с.177-180. 11. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности. Народное образование. М.,2000,№7, с.151-157. 12. Интернет-ресурсы:www/http: upm.orthodoxy.ru - сайт �Духовное просвещение� СПб.: АППО. 13. http://festival.1september.ru Литература для учащихся 1. Шмелев И. Лето Господне. Любое изд. 2. Никифоров-Волгин. Дорожный посох. Любое изд. 3. Круг светлых дней. М., 1992 4. Иванова С.Ф. Введение в храм слова. Изд 2-е. М., 2005 5. Первая книга о православной вере. М., 1999 6. Первый раз в храме. Изд-е Сретенского монастыря. М.. 2005 7. Евангелие. Синодальное издание. 8. Детская Библия. М., 1995 9. Рождественские песнопения. Сб. музыкальных произведений. СПб, 1994. Изд. Храма иконы Владимирской Божией Матери. Перечень видео- и аудиопродукции 1. �Дом Божий�. Учебный фильм о православном храме, праздничных службах, о правилах поведения в храме. Л.А. Голубкова. СПбАППО, 2005. 2. Умозрение в красках. Фильм. В. И. Матвеевой. 3. �Славяне� - фильм из серии �Этнографический музей Ленинграда�. Леннаучфильм, 1989. 4. Круг светлых дней. СD-диск. Кафедра истории педагогики СПбАППО 5. Иконы двунадесятых праздников - печатная или мультимедийная продукция. 6. А. Доре. Иллюстрации к Библии. 7. Песнопения двунадесятых праздников – аудиокассета (аудиодиск) 8. Колокольные звоны– аудиокассета (аудиодиск) Интернет-ресурсы: www/http: upm.orthodoxy.ru - сайт �Духовное просвещение� СПбАППО. В разделе �ссылки� содержится навигатор по сайтам РУНЕТ, содержащим информацию, необходимую для работы по данной программе. Приложение: ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ Длительность тура – 1 час 30 минут Квест - это командная игра на скорость мышления и движения, во время которой участникам придется решать интересные логические задачи, выполнять поиск на местности, искать оригинальные решения и подсказки. Для начала игроки прослушают краткую экскурсионную информацию потому, что объектами поисков будут выступать исторические места и сооружения Феодоровского собора, а текст заданий будет содержать интересные сведения об этих объектах, которые известны далеко не каждому жителю нашего города. Квесты развивают выносливость и сообразительность, тренируют ассоциативное мышление и наблюдательность. Школьники учатся работать в команде, отрабатывают умение �работать на результат�. Наш квест- экскурсия проходит в центральной части города, на территории Феодоровского собора . Все участники делятся на команды. На старте каждая команда получает первое задание, его успешное решение позволяет узнать какой следующий объект – исторический или архитектурный памятник – им необходимо найти. Возле объекта они получают инструкции и следующее задание. Побеждает команда, которая раньше других пришла к финишу. (Пример задания - на одной из станций ученикам даётся задание 1 . сосчитать кол-во куполов на соборе 2. прибавить получившеюся цифру к дате открытия храма(либо ближайшего православного праздника) 3. после чего найти эту цифру рядом с алтарём собора.) Правила участия Возраст участников – от 10 лет. Состав участников - 10 - 20 чел. Длительность квеста - 1 час 30 минут. Программа квеста 11:50 – сбор участников квеста у ворот собора. Разделение на 2 команды. 12:00 – Экскурсия по Феодоровского собору. 12:30 – начало игры. Обсуждение правил игры, получение задания. 14:00 - окончание игры, награждение участников. ПРИЛОЖЕНИЕПР HYPER13PAGE HYPER15 4

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio