Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Последнему русскому императору Николаю II более,  чем кому-либо из его ближайших предшественников из дома Романовых, было присуще обостренное сознание себя наследником многовекового Русского Православного Царства. Увлечение русской стариной началось еще при его отце, императоре Александре III, охватив значительную часть высшего света Империи.

Еще одна характерная черта императора – его национальная гордость русским происхождением, он поддерживал русское искусство, литературу, театр, музыку.

Он был знатоком русской старины, поэтому не случайно была создана традиция русских исторических балов. Активное участие в рождении самой идеи принимала его супруга императрица Мария Федоровна.

 

Самым известным праздником в Санкт-Петербурге   времени царствования Николая II стал грандиозный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый  исторический бал - маскарад, во время которого весь высший свет  Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах русской знати 17 века времен царя Алексея Михайловича .

 

Бал был устроен  очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам  Костюмированный бал.

 

Этот величественный  праздник проходил в два дня. Каждый день имел свою программу и особенности:

 

11 февраля  гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Театре Эрмитажа, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов», заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер,  после были представлены  фрагменты из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа , танцевала прима балерина императорского театра   Анны Павловой. После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

 

13 февраля   года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя а императрица Александра Фёдоровнав костюм царицы.

. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

Костюмы для бала создавались заранее и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости..

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа, придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы , и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова.

 

Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.

 

Интересно, что Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года.

 На генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих .  В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Следует отметить, что это был не первый императорский бал  в стиле à la russe.     Уже при императрице Елизавете Петровне, возвращается влияние русского и русских традиций при дворе. Как известно, императрица  Екатерина Великая сама любила  носить русские одежды;  такой традиционно русский головной убор как кокошник ей был очень к лицу. Александр III  был наверно самым «русским» императором.

Поэтому подобный бал имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых.

 Костюмы для исторического бала   заново создавались как точные копии 17 века, Это было очень символично, восстанавливая  русский исторический костюм, который подчеркивал русский национальный характер, как буд-то возвращались  к своим корням, истокам.

Для создания эскизов привлечены были известные русские художники,  специальные эскизы к костюмам  были сделаны  художником  Сергеем Соломко великолепным рисовальщиком  и знаток русского костюма.

 Драгоценности:  брильянты, жемчуга, изумруды, рубины, все было подлинным, также как и ткани: парча, шелк, атлас.    Ювелирные изделия  были работы  императорского двора Фаберже.  Костюмированный исторический бал в Зимнем Дворце в феврале 1903  имел ослепительный успех и международный резонанс.

Информация об этом историческом событии совсем недавно стала известно широкому кругу читателей. Это событие, в советский период было известно лишь узкому кругу специалистов, и это обстоятельство делает тему ещё интереснее, даёт возможность её представления широкому кругу читателей.

Мы вглядимся  в лица участников бала, известнейших в свое время личностей русской знати, в их благородные, умные и серьезные лица, которые верой  служили России, узнаем об их судьбах

 Без преувеличения, на этом балу собралась вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал войдёт в историю как последним баломРоссийской империи. 


«Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».

 

Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта  максимальной  достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.

 Ряд костюмов были копией исторических подлинных с подлинными элементами: украшениями, предметами, а часть должны были лишь соответствовать эпохе. К сожалению воспоминаний о бале, во всяком случае в открытом доступе, сохранилось не так много.  Вернёмся к воспоминаниям Великого князя Александра Михайловича.    

 

  Вот как  он  пишет о нарядах императорской четы. 

 «….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».

 

Из дневника императора Николая II (ЦГАОР, фонд 601, ед. хр. 245,запись от 11(24) февраля 1903 г.:

"...В 9 часов вечера вошли в Романовскую галерею Аничкова Дворца в костюмах времен Алексея Михайловича. Оттуда со всем семейством  мимо всех приглашенных в Эрмитаж. Остановились в большой комнате и пропустили общество попарно мимо себя. Затем пошли в театр. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого двенадцать пар танцевало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2."

По воспоминаниям  очевидцев , впечатление получилось сказочное, от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания.
После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга.   Фирмами : «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритова, А.Ясвоина, Л.Городецкого и Е.Мразовской, Д.Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф.Шрадера, и других,

Фотографами были  созданы  одиночные портреты и групповые фотографии участников.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную, весьма не малую,  плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа.

Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии : Зимнего и Ново-Михайловского; из особняков петербургской знати : Юсуповых, Голицыных, Бобринских, а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920—1930-х годах , туда поступали предметы искусства из многочисленныхнационализированных особняков петербургской знати. Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.

К сожалению, сделанные фотографии, вошедшие в альбом чёрно-белые. Хотя, мы можем встретить на некоторых сайтах в Интернете так называемые расцвеченные фотографии, он я считаю это «творчество» не  удачным.

Во-первых, в такой фотографии теряется резкость изображения, и мы не видим выражения лица, что виртуозно передали мастера фотографы, во-вторых, такая расцветка, как выясняется, может не соответствовать исторической действительности. Так на расцвеченной  фотографии княгиня  Юсупова Зинаида Николаевна  предстаёт в голубом платье, а сохранившейся в фондах  Эрмитажа её исторический костюм  шитое серебро по белому.

Непосредственное знакомство с маскарадными одеждами Эрмитажного собрания, которые использовались на балах 1903 года, имеет особое значение. Оно позволяет увидеть расцветку, отделку, материалы, определить приемы исполнения костюмов в духе XVII века в материалах XX столетия. Интересно также сравнить точностьвоспроизведения «исторического» костюма XVII столетия в маскарадном варианте с подлинниками того времени. Каждый участник бала, выбравший для себя определенный костюм, несомненно, использовал имевшиеся в то время образцы.
  Для современного читателя сохранившиеся 200 фотографий участников бала представляют двоякий интерес: как портретная галерея русской знати последних лет империи и как путеводитель по истории старинного русского костюма.

 В Российском обществе  маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, вызвав новую волну интереса к русской истории к русскому национальному костюму.

 

Joomla SEF URLs by Artio